Кабмин-камикадзе. Что должен сделать Зеленский

2 марта 2020, 16:44

Ох, не завидую новому правительству (если оно будет) и Офису президента, которым придется разбираться с последствиями коронавируса

 — Мировые финансовые рынки валятся.

— Сырьевые рынки валятся (наша экономика экспортоориентирована и экспорт — сырьевой).

— В бюджете дыра (и будет расти).

— Таможня план не выполняет.

Реклама

— Очереди инвесторов нет (в прошлом году опять $2,5 млрд при требуемых €10 млрд).

— Рефинансировать долги становится все сложнее.

— Всего выплаты в 2020 году $16,4 млрд, пик в 3 квартале $6,3 млрд.

Если Кабмин не будет командой — то потопят и себя, и Офис президента

— С МВФ опять неопределенность.

— Судебная реформа не в повестке дня (посол Германии выразилась чётче некуда).

— Донбасс вот-вот впихнут в Украину без всякой гарантии финансирования его восстановления (в год нужно от $3 млрд). А значит, дыра бюджета ещё больше.

— Энергосистема разбалансирована, таких рисков аварийного отключения давно не было.

На носу девальвация, секвестр бюджета, недовольные госслужащие и пенсионеры, местные выборы и танцы с бубном, чтобы удовлетворить электорат.

Но больше всего не завидую Зеленскому, потому что новый Кабмин, как и предыдущий — это Кабмин Зеленского. Он же их нанимает и ставит задачи?

Что бы я делал на месте Зеленского?

1. Формировал бы антикризисный Кабмин из опытных менеджеров, а не из квотных товарищей, согласованных с союзниками (как говорят) менеджеров, для которых важен не рейтинг, а результат в виде эффективной растущей экономики. Если Кабмин не будет командой — то потопят и себя, и Офис президента, и всю страну.

2. Разработал и утвердил 3-х летний антикризисный план, предусматривающий меры по стимулированию экономики:

— стимулирование потребления (кредитование, ипотека, создание рабочих мест)

— финансирование инфраструктурных проектов на сумму до 10% от ВВП (источник — бюджет, инвестиции в формате государственно-частного партнерства, внешние и внутренние кредиты)

— стимулирование импортозамещения (кредитные программы, гранты)

— продвижение экспорта (создание торгово-экономических миссий, промо Украины за рубежом, компенсация части расходов украинских компаний на участие в международных выставках, кредитование экспорта)

3. Отдельное внимание уделил бы повышению доверия к юрисдикции, судебная реформа — приоритет № 1. Инвестиционных няней заменил бы на консьерж-сервис для всех инвесторов (а не только от 100 млн с непонятным функционалом), да и в принципе, разработал бы комплексный план стимулирования, привлечения и поддержки инвестиций, вместо фрагментарного и взятого с потолка проекта с инвест-нянями)

4. Но работа с инвесторами невозможна без определения стратегических целей страны. Они есть? Ответ вы знаете, знают его и внешние инвесторы.

Нужно вместе с новым Кабмином и аналитическими центрами в короткий срок согласовать долгосрочные стратегические цели страны, роль и место Украины на европейской и мировой экономической, гуманитарной, социальной и безопасности карте.

Следующим шагом определить тактические шаги для достижения этих целей, требуемые ресурсы, возможных союзников и партнеров, разработать детально сотню проектов для этого и вместе с Кабмином провёл roadshow по привлечению инвесторов, партнеров, например:

— США — энергетическая безопасность, добыча нефти, газа как для нужд Украины, так и для поставки в Европу. Создание товарной биржи для Черноморского региона, развитие портовой инфраструктуры и военно-промышленного комплекса (ВПК). Создание R&D центров в сфере биоинженерии, фармакологии, ВПК, космос.

— Китай — строительство транспортной инфраструктуры (в том числе в рамках проекта Один пояс — один путь): порты, скоростная железная дорога, грузовые авиатерминалы, перенос в Украину производства для европейского рынка. Достройка старых и строительство новых атомных энергоблоков, а также систем накопления электрической энергии. Строительство заводов по производству электроники и R&D центров.

— Европа — создание условий для локализации в Украине производства для европейского рынка, строительство транспортной инфраструктуры, сотрудничество в производстве аграрной экологической продукции для европейского рынка.

— Индия — строительство транспортной инфраструктуры Скандинаво-индийского коридора, строительство медицинских R&D и оздоровительных центров, предприятий легкой, тяжелой и авиакосмической промышленности.

— Турция — строительство дорог и аэропортов.

— Арабские страны — партнёрство в производстве халяльной продукции.

— Израиль — создание совместных R&D центров в сфере ВПК, биоинженерии, кибербезопасности

… можно долго продолжать. Для каждой страны нужно иметь четкое понимание точек взаимного интереса и готовые просчитанные, упакованные проекты. Но это идеальная картинка.

По факту качество решения антикризисных мер будет зависеть от качества найма людей для их выполнения, четкой постановки задач, наличия ресурсов, а также способности контролировать выполнения задач. А с этим у нас обычно проблемы (с каждым приведённым пунктом). Эта неделя будет интересной. Будем запасаться или попкорном, или крупой. Очень не хотелось бы крупой.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости