Украина – Европа?

20 сентября 2017, 17:04
519
Давайте осмотримся и понаблюдаем, что происходит вокруг нас 

Большинство украинцев видят целью нашей страны интеграцию в ЕС и превращение Украины в полноправного члена европейского сообщества наций. Только очень кажется, что многие представляют это так: вот возьмёт нас за руку Порошенко (Тимошенко, Саакашвили, Ляшко и далее по списку) и строем, с песней «Взвейтесь в Брюсселе синие ночи», приведёт нас к заветной мечте.

Понаблюдаем вокруг себя. Супермаркет. Метро. Неважно, что именно — любое место, где много людей. Кому-то нужно пройти, кто-то другой стоит на пути. Что чаще всего сделает первый? Вежливо попросит? Нет, просто легонько оттолкнёт — молча, как автомат, вот и всё. Опять же, любое место, где много людей. Кто-то кого-то случайно задел, толкнул, наступил на ногу. Вы давно слышали, чтобы за это просили прощения? Побеждает сильнейший? Ну, тогда не стоит нарекать, что на макроуровне действует тот же принцип: кто сильнее, кто бесцеремоннее — тот и молодец.

Супермаркет, почта, киоск, маршрутка — опять же, неважно. У продавца (кассира, водителя) нет мелочи (гривны). «50 копеек буду вам должна!» — сердито бросает она и больше не обращает на вас внимания. Спрашивать, когда можно прийти за долгом, конечно же, бесполезно. Нет, дело не в этих 50 копейках или гривне (хотя и в них, в общем-то, тоже) — дело в том, что за то, что у продавца нет мелочи, должен доплачивать покупатель. Продавец не смог его так, как положено, обслужить — покупатель за это платит. Старое советское «продавец всегда прав» - разве оно проявляется только в этом? Продавец — полномочный представитель государства (и не имеет никакого значения, что магазины — давно уже не государственные), а покупатель — бесправный проситель. Был свидетелем случая: продавец отказалась обслуживать покупательницу. Вот просто отказалась, и всё — со словами: «Вы мне не нравитесь, имею полное право вас не обслужить и не буду».

Снова супермаркет. Пятнадцать касс, из них работают две. Очереди — через весь торговый зал, едва ли не на полчаса. Мы говорим, что это в СССР были очереди?

Этим летом неоднократно пришлось ездить по маленьким городам Киевской и соседних областей. Впечатления — неоднозначные. Разрекламированная за своё благоустройство Сквира разочаровала: вылизанная, безукоризненно ухоженная центральная площадь, на которой здание администрации; шаг вправо — шаг влево (и действительно шаг, десять или двадцать метров), и всё — разруха полная, только успевай смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; в ряду скамеек на центральной улице не нашлось ни одной, на которую можно сесть без страха тут же провалиться. Зато Узин, о котором только ленивый не писал, какой он депрессивный, и как он чуть ли не разваливается, — он оказался на удивление уютным, аккуратным и ухоженным городом, вот именно городом — не только по статусу, но и – по самоощущению, что ли. Яготин живо напомнил впечатления от маленьких городов Литвы — цветы, клумбы, причудливые декоративные элементы по всему центру; аккуратные одноэтажные окраины: оказалось, что и с нулём архитектуры можно создать очень приятную среду обитания.

Если мы не умеем с уважением относиться друг к другу, то, может быть, наивно ожидать, что власть любого уровня будет относиться к нам как-нибудь по-другому

Но вот что было общим для всех поездок. Автобус — точнее, маршрутка. Спрашиваешь у водителя: «Сколько стоим, через сколько отправляемся?» Отвечает: «Через пятнадцать минут». Проходит двадцать минут, двадцать пять, тридцать... Время поджимает; если бы знал, что стоять автобус будет так долго — скорректировал бы планы. Но нет — советский принцип «скажите спасибо, что вас вообще везут» живёт и здравствует. Время клиентов, их планы и намерения — вещь бросовая. А ещё такое впечатление, что водители уверены: их город — край земли, в их город никто не может приехать просто так, для экскурсии, в их город если и приезжают, то только местные жители, которым никуда дальше уже не нужно.

Что отличает практически все — без преувеличения, практически все — провинциальные автобусы, так это занавески на окнах. (Ну, ещё то, что сами эти окна очень часто не открываются — и вправду, а зачем? Ну, подумаешь, будет стоять в автобусе густой запах пота) Занавески эти — самых причудливых расцветок. У кого их больше — тот и молодец. Одна беда — их часто невозможно раздвинуть. А если и можно, то только на ширину амбразуры. Вот вы когда-нибудь путешествовали в цистерне? Думаю, что впечатление было бы ровно таким же.

А дело ведь не только в том, что хочется видеть, где едешь. (Или срабатывает та же уверенность: «Наш город — край света, чужие здесь не ездят, все пассажиры ездили тут уже десятки раз, нечего им тут в окна глазеть»?) Дело в том, что, досконально не зная города, определить, где тебе выходить, зачастую можно только визуально — ты просто не знаешь, что как называется. А этой визуальности пассажиры как раз и лишены.

И самое яркое впечатление. Автобус. На окнах, как водится, занавески. Они не закреплены снизу. На улице — жара за тридцать. В автобусе — трудно сказать, за сколько. Открываешь окно — занавески тут же начинают хлестать тебя по лицу. Пассажиры, естественно, дружно наматывают их на леску, на которой они висят — чтобы хоть как-то от них избавиться. И вот автобус приходит в пункт назначения. Водитель ходит и методично расправляет занавески. Увы, на письме нельзя передать интонацию его монолога: «Быдло! Никакой культуры! С вещами обращаться не умеют! Да вас в общественное место пускать нельзя! В Европу они хотят! Да вас не в Европу, а в хлев — навоз разгребать!» Для него главное — драгоценные занавесочки. Именно ради них и существует его автобус. А пассажиры — быдло, платящее деньги, и не более того.

Получить в провинциальных городах необходимую информацию — это отдельная тема. Грустная. Или весёлая — как на это посмотреть. Приходишь на остановку, спрашиваешь у ожидающих: «Часто ли ходит автобус такой-то?» Самый типичный ответ: «Только что ушёл». Имеется в виду, что я брошусь его догонять — так, что ли? Я ведь спрашиваю совсем не это!

Видишь из окна автобуса довольно интересный объект. Спрашиваешь у пассажиров: «До центра отсюда близко?» На то, чтобы услышать ответ и принять решение, выйти или нет — секунды, автобус проедет. Пассажиры дружно бросаются подсказывать. Один: «От вокзала ближе». Да чёрт возьми: я же в автобусе, а не на вокзале! Другой: «Пройдёте под гору, потом свернёте, потом через мост, потом ещё свернёте — вот вам и центр». Спасибо, конечно, огромное, но я так и не узнаю, близко это или нет. Ещё: «А куда до центра?» Город маленький, центр в нём — далеко не километры. А секунды уходят, а автобус проезжает без остановки. А следующего автобуса можно ждать целый час. А уехать обратно в таком случае можно уже и не успеть.

Ну, и то, что сначала забавляет, потом всё больше раздражает, а раза с пятидесятого начинает бесить. Вопрос: «Как пройти в центр?» Ответ: «А куда вам надо?» (В оригинале чаще всего звучит так: «А куди вам нада?») Уточняю: «В центр города, на центральную улицу». Ответ: «А куда вам надо?» Если бы я знал, куда именно мне «нада»! Мне бы центр города посмотреть.

Ещё один типичный диалог. Вопрос: «Как пройти на центральную улицу?» Ответ: «Около музыкальной школы». Варианты могут быть разными: возле загса, библиотеки, чего угодно ещё. Казалось бы, ситуация очевидна: если человек не знает, где центральная улица — то вероятно, что он и подавно не знает, где загс или библиотека. Но подобные ответы в каждом городе приходилось слышать чуть ли не десятками. То же самое: люди и мысли не допускают, что в их городе может оказаться кто-то приезжий. Чужие тут не ходят. Помните, был такой фильм «Город Зеро»?

Вывод? Возможно, он покажется слишком глобальным. Но почему-то думается: если мы не умеем с уважением относиться друг к другу, если не можем дать предметный ответ на самый простой вопрос, если не хотим поставить себя на место собеседника и посмотреть на ситуацию с его точки зрения — то, может быть, наивно ожидать, что власть любого уровня — плоть от плоти этого же самого общества — будет относиться к нам как-нибудь по-другому?

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал НВ (№9)

Дело, которое топит президента

Накануне президентских выборов Петр Порошенко оказался в эпицентре мощнейшего скандала в оборонном секторе, который может стоить ему второго срока

Читать журнал онлайн

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Гаджеты

Вчера, 21:01

thumb img
Рожденный убивать. Обзор смартфона Samsung Galaxy M20
Гаджеты

Вчера, 16:35

thumb img
iPad mini возвращается. Apple обновила линейку планшетов
Научпоп

Вчера, 06:55

thumb img
Когда в Украине переводят часы на летнее время в 2019 году