Единственный путь, как украинцам пройти эту зиму
Мы перестаем надеяться на то, что за нас кто-то должен обо всем подумать
Полную версию интервью з Ланой Зеркаль слушайте на Radio NV
Итак, зимний сезон начался и действительно произошло абсолютно ожидаемое. Россия пытается вывести из строя украинскую энергетическую инфраструктуру. То, что делает сейчас Россия, точно тянет на уголовное преступление, и Международный уголовный суд уже начал расследовать это дело. Прокуроры приезжали в Украину исследовать доказательства, потому что это является частью преступлений против человечности. И то, что происходит этой зимой, является продолжением 2022−2023 года и того, что происходило этим летом. То есть не следовало ожидать, что они изменят свое поведение. И не стоило успокаивать людей, что зима будет без проблем, что мы ее пройдем без отключений.
В связи с обстрелами украинской энергетической системы под санкции могут попасть все российские военные, которые участвуют в планировании. А также представители российского министерства энергетики, которые предоставляют данные о нашей сети. Потому что они ее очень хорошо знают. Едь она в свое время была частью общесоветской сети. Поэтому знают расположение всех ключевых подстанций. А бьют рашисты именно по ключевым подстанциям, которые выводят и транспортируют электроэнергию из атомных станций.
МАГАТЭ является одной из организаций, у которой очень ограниченные возможности. Наше желание замылить глаза и разместить миссию МАГАТЭ на подстанциях с ожиданием того, что это защитит подстанции, на мой взгляд, это только увеличивает «привлекательность» этих подстанций. Поскольку эти эксперты потом отчитываются, и россияне из этих отчетов МАГАТЭ очень хорошо узнают, где какие попадания, где и как происходит ремонт. Правда, не только. Потому что спутниковые снимки доступны им также, но из отчетов МАГАТЭ они узнают даже больше.
Сама МАГАТЭ насквозь пропитана россиянами
Сама МАГАТЭ насквозь пропитана россиянами, потому что они исторически наиболее представлены в этих международных организациях и органах. То есть их граждане до сих пор работают на всех ключевых должностях, включая МАГАТЭ. Это означает, что украинская делегация в МАГАТЭ должна быть максимально активной. Но, извините, какая украинская делегация? Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. А кто посол Украины при международных организациях в Вене? Насколько я помню, там была назначена Эмине Джаппарова, но история с ее назначением, потом отставкой, до сих пор остается открытой. Сейчас эта должность вакантна. Сложно понять, почему так происходит. Видимо, еще не состоялась отставка какого-то министра или еще кого-то, чтобы его туда смогли назначить послом. Послами сейчас кто становится? Всех, кого отстранили с позиций министров или других очень важных должностей. Хотя голос Украины должен звучать сейчас очень жестко в самой МАГАТЭ, тем более если мы говорим о том, что нужно вводить санкции против российского холдинга Росатом.
Санкции против Росатома — это вообще очень тяжелая отработанная тема с точки зрения того, что сначала мы пасли задних и не говорили об этом, потом начали говорить, потом начали что-то делать. И даже наши партнеры сделали шаги для того, чтобы устранить зависимость от российского урана и обогащенного урана. Поэтому сначала об отсутствующих послах говорили, а потом о том, что мы отставали в политической инициативе. Это игра слов, которая отражает нашу реальность. Но мы не можем критиковать, потому что это только исключительно российское ИПСО будем распространять. Я обычно иронизирую, потому что действительно ситуация проблематична с точки зрения менеджмента, и то, что мы делаем вид, что отсутствие послов не является проблемой, это проблема. Это недостаточная представленность Украины. И действительно недооценка роли дипломатического корпуса порождает нашу слабость на международной арене.
Министр энергетики вам расскажет всю эдакую сказочку, которую вы захотите послушать. Он эти сказочки уже рассказывает три года. Что же нам с этим делать? Нам надо обеспечивать себя собственными силами и рассчитывать на самоорганизацию. Мы уже с вами говорили, что ОСМД и возможность людей к самоорганизации, это на эту зиму единственный путь к обеспечению себя всем надлежащим и всеми условиями, которые необходимы для прохождения этой зимы. На самом деле я очень горжусь нашими гражданами, что они это делают. Потому что это свидетельство того, что общество растет, и что мы перестаем надеяться на то, что за нас кто-то должен обо всем подумать. Но, согласитесь, к сожалению, мы остаемся слабыми.
Мы заботимся о генераторах, об электрических станциях, о солнечных панелях. Это все очень хорошо. Но мы не можем заставить наши институты качественно работать. И вычеркиваем из этого перечня активов собственное государство. Видимо, это связано с тем, что мы выбираем не логикой, а эмоциями тех, кто нам нравится, а не тех, кто способен что-то делать. Конечно, я здесь исхожу не из того, что мы вообще как государство ничего не стоим. Я опять же возвращаюсь к тому, что стоят наши, прежде всего, люди. То, что касается институтов и попытки государства заместить весь бизнес государственными компаниями, это негатив, который будет сдерживать от развития.
Я считаю, что государственные компании в Украине должны постепенно исчезнуть, потому что они используются как основной ресурс коррупции. Им очень легко манипулировать. Поэтому их сейчас очень много и доля государственных компаний, например, в энергетике почти 80%, что является неэффективным. Мы все говорим о децентрализации, о ее развитии. Но дальше слов, это никуда не идет. Частный бизнес не очень спешит входить в децентрализованную генерацию, потому что они не верят в правила, которые существуют на рынке и в то, что эти правила будут соблюдены.
Простите, отвлеклась, а теперь вернусь к подготовке нашей энергетики к усилению российских ударов. Физически защитить критические объекты, даже те же подстанции, которые обеспечивают работу атомных станций, невозможно. Потому что враг точно знает все координаты наших крупных объектов, как генерации, так и передачи. Поэтому рассчитывать на то, что они туда не будут бить и не будут пытаться обойти нашу систему противовоздушной обороны всеми возможными и невозможными способами, было бы недальновидно. То, о чем говорится о децентрализованной генерации, это и есть на самом деле защита от агрессора. Потому что в многочисленные малые объекты никто не будет целиться миллионными ракетами. Если бы у нас реализовывалась эта программа и бизнес не боялся строить и вкладывать свои деньги в объекты малой генерации, в объеме, достаточном для замещения большой генерации. Конечно, это возможно, потому что, во-первых, это не благотворительность, а бизнес. Поскольку сейчас в Украине цены, и вы не поверите, по прайсу нашего бизнеса для производств мы входим в пятерку самого дорогого электричества в Европе. Иногда мы входим в двойку, потому что у нас не хватает генерации. И наши производители сейчас поставлены в такие сложные условия, когда они теряют свои рынки, именно потому, что их цены по производству также растут вместе с ростом цен на электроэнергию.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV