Турция не пропустила украинские минные тральщики. Чего добивается Эрдоган
Турция отказалась пропускать в Черное море украинские минные тральщики «Чернигов» и «Черкассы», переданные Великобританией для разминирования акватории
И в этом решении в очередной раз проявилась двойственность позиции Анкары в российско-украинской войне.
Формально к решению турецкого руководства вроде бы не придерешься. Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей России и Украины после нападения России в феврале 2022 года. Конвенция Монтре подразумевает, что военные корабли не могут быть пропущены через проливы в разгар военных действий, — пишет Виталий Портников для Крым.Реалии.
Именно поэтому Россия потеряла возможность пополнять Черноморский флот крупными кораблями из других флотилий. Минные тральщики, конечно, тоже военные корабли. Но только используются они для обнаружения и уничтожения мин, то есть с целью сугубо гражданской. В целях, связанных со спасением жизней и успешной морской торговлей. И президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прекрасно об этом знает.
Но Эрдоган заинтересован не в разминировании Черного моря, а в том, чтобы играть роль посредника в договоренностях России и Украины — если возникнет, конечно, платформа для таких договоренностей. До последнего времени именно Эрдогану — и фактически никому другому — удавалось играть эту посредническую роль. Именно в Турции проходили и переговоры российской и украинской делегаций в начале войны, и встреча министров иностранных дел Украины и России Дмитрия Кулебы и Сергея Лаврова. Именно в Турции состоялось заключение «зернового соглашения» — единственной промежуточной договоренности, которой достигли стороны конфликта во время большой войны.
Эрдоган заинтересован не в разминировании Черного моря
Я не сомневаюсь, что Эрдоган может быть заинтересован в том, чтобы сыграть такую же посредническую роль при возможном заключении перемирия между Россией и Украиной — когда бы такое решение не было бы принято. Но понятно, что такое перемирие может быть достигнуто в отдаленной перспективе, возможно, к тому времени и мандат президента Турции уже закончится, и Эрдогану придется бороться за сохранение власти. А пока президент Турции может задумываться не о стратегическом, а о тактическом результате.
Этот результат — сохранение хороших отношений с Россией под предлогом важности своей посреднической миссии. Турция, как известно, не ввела никаких санкций против Российской Федерации и создала комфортные условия для российских чиновников и олигархов. Эрдоган по-прежнему зависит от поставок газа по «Турецкому потоку» и заинтересован во взаимопонимании с Кремлем. А чтобы не было особых нареканий по поводу этого взаимопонимания лидера страны — члена НАТО с главой агрессивного режима в Москве, не забывает напоминать о своих возможностях посредника.
Ну и, конечно же, у такой извивающейся политики не может не быть издержек. Таких, например, как разминирование Черного моря.
Опубликовано с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101. Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV