Зачем Турции российское оружие
Президент Эрдоган решил продемонстрировать свою независимость в наиболее неприемлемой для американцев форме
Санкции США против Турции и закрытие авиабаз НАТО на турецкой территории. Такие последствия ожидаются после завершения сделки между Турцией и Россией на поставку российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф». Этот контракт сопровождается скандалами, которые идут по нарастающей уже не первый месяц. На днях немецкое издание Die Welt даже предположило, что приобретение С-400 может стать для Турции «точкой невозврата», после которой Анкара покинет ряды союзников Запада. Сам контракт был заключен еще в декабре 2017 года и с тех пор США неоднократно критиковали сделку, обещая исключить турецкие компании из консорциума, который участвует в производстве истребителя F-35, а также не поставлять эту боевую машину Турции и выслать турецких пилотов, обучающихся в США. Хотя Турция является важным партнером в программе Пентагона (стоимостью более 420 миллиардов долларов) по производству истребителей F-35.
Что предпримут американцы в ответ на российские поставки, станет известно очень скоро. Как пишет агентство Bloomberg, в рамках закона CAATSA (О противодействии противникам Америки через санкции) из трех возможных санкционных пакетов уже определен один. Но почему Анкара, являясь с 1952 года членом НАТО, играет на нервах самого влиятельного союзника по Альянсу?
Причин тут, по-моему, несколько. Первая и самая важная — геополитическая. Трещина в отношениях между странами обозначилась после неудавшегося госпереворота в Турции в 2016 году. Тогда Вашингтон отказался выдать Анкаре общественного деятеля Фетхуллаха Гюллена, которого турецкая власть называла идейным вдохновителем мятежа. Затем последовал обмен «любезностями»: арест в Турции американского пастора, введение американских санкций против турецких министров-силовиков, задержание турецких граждан, работавших в американском посольстве, приостановка выдачи туркам американских виз
Но и помимо вышеперечисленного разногласий хватает: кардинально противоположные позиции по курдской проблеме, переносу американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, по американским санкциям против Тегерана… В итоге, президент Эрдоган решил продемонстрировать свою независимость в наиболее неприемлемой для американцев форме: страна-член НАТО покупает оружие у страны, которая находится под американскими санкциями!
Вторая важная причина. Конкуренция на международном рынке вооружений высока. Лидеры в этом бизнесе твердо держат свои позиции десятилетиями. По данным ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) первое место традиционно у США (до 36% мирового объема поставок), второе у России (21%), на третьем — Франция (6,8%). В этом случае россияне сделали все, чтобы заинтересовать турецкую сторону, предложив действительно экономически привлекательные условия. Сумма сделки 2,5 миллиарда долларов, из которых 55% покрывается российским кредитом. Также контракт по С-400 подразумевает «частичную передачу технологий» Турции.
И тут надо вспомнить о том, что еще шесть лет назад турки обсуждали покупку американского противоракетного комплекса Patriot. Но не сложилось: турецкую сторону не устроила цена, да и Вашингтон отказался делиться технологиями. После этого Турция начала переговоры по системам противоракетной обороны с другими странами. В 2015 году была предпринята очередная попытка: тендер на закупку системы противоракетной обороны большой дальности выиграли китайцы. Сумма сделки 3,4 миллиарда долларов с передачей технологий Турции. Реакция США была негативной, и тендер аннулировали. А потом в Анкаре произошла такая выгодная для России попытка военного переворота.
На сегодняшний день обе стороны получают свои бонусы: Россия укрепляет положение на международном рынке вооружений, а Турция в лице Эрдогана демонстрирует свою независимость от США.
ЗРК С-400 «Триумф» (производится концерном «Алмаз-Антей») был принят на вооружение в 2007 году, тогда же он заступил на боевое дежурство в подмосковной Электростали. Российская сторона заявляет, что эта зенитная ракетная система большой и средней дальности способна «эффективно отражать массированные удары всех современных и перспективных средств воздушного нападения, в том числе летательных аппаратов, выполненных по технологии „стелс“ в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия». У ракет вертикальный пуск, что позволяет обстреливать цели на 360°. В 2015 году Россия разместила С-400 на своей базе в Сирии. О «Триумфе» часто пишут в медиа, но проверку в реальных боевых условиях этот комплекс еще не проходил, а потому судить об его эффективности преждевременно.
Турция не первый иностранный покупатель С-400. В 2015 году было подписано соглашение о поставке «Триумфа» Китаю на сумму около 3 млрд долларов, а в октябре прошлого года стало известно о том, что Индия потратит на закупку С-400 более 5 млрд долларов.
Правда, в случае с Китаем не обошлось без ЧП. В декабре 2017 года «при доставке комплектующих» для ЗРК С-400 морским путем судно-перевозчик попало в сильный шторм, в результате чего, как заявлялось официально, было повреждено «вспомогательное имущество». Правда, потом стало известно, что для спасения китайского контракта пришлось изготавливать и отправлять заказчику «вспомогательное имущество» в виде новой партии ракет, взамен поврежденных.
Пока все попытки США заблокировать поставку С-400 Турции закончились ничем. Предположу, что санкции, о которых будет скоро объявлено, ситуацию не исправят — для Эрдогана это будет делом принципа (после того, как поставки С-400 были начаты, турецкий лидер назвал сделку с Россией «важнейшим соглашением в истории современной Турции»).
Ревизия же турецко-американских отношений возможна лишь при смене первых политических фигур в Вашингтоне и Анкаре. Но если в Америке этот сценарий вполне вероятен в ходе очередных президентских выборов, то в Турции в ближайшие годы вряд ли возможен.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ