Цвета войны

31 августа 2017, 21:23
Одна из вещей, которую узнаешь путешествуя с ВВС – насколько зависимы мы стали от беспилотников

После посещения ключевых авиабаз США в Ираке, Афганистане и вдоль всего Персидского залива, меня мучают два контраста: контраст между тем, что происходит в воздухе и на земле, и контраст между порядочностью американских военнослужащих, сражающихся в этой войне, и недостойным Дональдом Трампом, ставшим нашим лидером, который обязан быть их главнокомандующим.

Реклама

Первый был выражен на двух цифровых картах на стене нашего командного центра базы в Кувейте. На одной отображался каждый военный самолет США в небе над Сирией и Ираком (а еще российские, сирийские и иранские), которые поражают цели, связанные с ИГ. Это воздушная армада, которой дирижируют ВВС США.

На другой карте используются разные цвета, чтобы изобразить расположение сил на земле. Это похоже на сломанный калейдоскоп. Как нам объяснили на военном брифинге, фиолетовый – для сирийских силовиков, их русских и иранских союзников, Хезболлы; светло-зеленый - сирийские курды, темно-зеленый – иракские курды; светло-голубой - это "дисциплинированные" иракские шиитские ополченцы, для "недисциплинированных" другой оттенок. Протурецкие суннитские ополченцы имеют свой собственный цвет, как и проамериканские сирийские суннитские ополченцы. У истребителей ИГ свой цвет, и официальные иракские силы безопасности по-прежнему отличаются друг от друга.

Как сухо отметил офицер, проводивший брифинг: "Здесь не у всех конечная цель одинакова".

Наша сегодняшняя война на Ближнем Востоке на двух картах: "Звездные войны" встретились с "Игрой престолов"

Это наша сегодняшняя война на Ближнем Востоке на двух картах: "Звездные войны" встретились с "Игрой престолов".

Нельзя смотреть на эти две карты и не думать о той силе, которая исходит из нашей способности собрать многих воедино. Или о власти, которая потеряна для такого общества как в Сирии или Ираке, которым нужен железный кулак, чтобы собрать все в одно, а когда кулак пропадает, общество разбивается на мелкие осколки. Поэтому невозможно не расстраиваться, видя, как американский президент делит собственную страну на свое племя и всех остальных – подрывая то, что на самом деле делает Америку великой.

К счастью, не поддержать молодых людей на авиабазах тоже не получается. Они напоминают, чем были США в лучшие дни.

Вот вы стоите на асфальте авиабазы Аль-Удэйд в Катаре, тепловой индекс 140 градусов, а единственное, что хотят сказать вам члены экипажа технического обслуживания B-52, - это то, как они удерживали этот самолет во время миссии без остановок на ремонт.

За пределами общего зала на летном поле в Баграме, Афганистан, капеллан рассказывает о подготовке к священному празднику, чтобы у дюжины или около того евреев, которые служат на базе, было все необходимое.

Или сидите в кабине самолета C-130, когда женщина-пилот из Национальной гвардии штата Миннесота входит в штопор над Багдадом, в то время как ее команда, состоящая полностью из мужчин, беспрекословно выполняет ее приказы.

А потом говорите с молодым пилотом истребителя F-22, который описывает насколько нужно быть острожным, когда речь идет о российских или сирийских истребителях. Стелс-технология его самолета настолько хороша, что он в основном невидим для сирийцев и россиян, пока не окажется у них на хвосте.

Одна из вещей, которую узнаешь путешествуя с ВВС – насколько зависимы мы стали от беспилотников, таких MQ-9 Reapers. Я задержался поздно вечером, чтобы понаблюдать за двумя пилотами у контрольной панели в маленьком, оснащенном компьютерами, ангаре в Кандагаре, которые удаленно заводили Жнецов (Reapers) на посадку. Это превратило войну в безличную видеоигру, которую зачастую ведут люди за 8 тысяч миль от поля боя. Действительно, многими местными беспилотниками управляют пилоты с базы Крич в районе Лас-Вегаса. Но в некотором смысле они эмоционально гораздо ближе к бою.

Генерал Джеймс Хеккер, который командовал пилотами Жнецов на базе Крич а сейчас стал старшим командующим воздушными силами в Афганистане, объяснил мне, что когда управляешь F-15 над целью, то сбрасываешь бомбу с высоты в милю используя координаты, засвеченные лазером, а потом улетаешь. Часто пилот даже не видит самого взрыва, не говоря уже о человеческих жертвах.

Будучи пилотом на базе под Вегасом, который управляет беспилотником над Афганистаном или подконтрольной ИГ частью Сирии, "вокруг одного члена семьи можно кружить по три недели. В это время устанавливаются шаблоны жизни этого человека или группы: когда они просыпаются? Когда ложатся? Когда выходят из ванны? За это время человек эмоционально привязывается к этой жизни – будь то отец, который играет в футбол с детьми или запускает воздушного змея с дочкой, или целует жену", - говорит Хеккер.

Но однажды пилот видит, как этот папа садится на скутер и устанавливает бомбу, которая должна убить американских солдат: "И вы убираете папу". А затем, если возвращаетесь в Крич, "садитесь в свою машину, едете домой, целуете жену, может быть играете в футбол с сыном, зная, что парень, за которым вы три недели наблюдали, и только что сняли, больше никогда не сможет сделать того же с женой и детьми. Но если бы вы этого не сделали, то какая-нибудь американская мама не дождалась бы мужа дома", - говорит Хекер.

Так что это не "видеоигра", подытоживает он. Более того, этого достаточно для развития посттравматического синдрома у пилотов Жнецов, так что ВВС установили правило, что после подобных операций "им приходится либо идти к терапевту, либо к психологу, либо к капеллану, чтобы убедиться, что они в порядке".

Это настоящая война, которая влияет на людей – и охотников, и жертв – сложна.

И наконец ты сидишь за завтраком в общем зале в Аль-Удэйд, наблюдая за черноволосой служащей ВВС, которая тихо читает молитву над подносом с фруктами и кашей. Ее коллеги рядом такие же разные, как цвета на сирийской карте. Но все они в одной команде, связаны не расой, религией, племенем или сектой, но обычным кредо ВВС: "Честь прежде всего. Служба важнее себя, отличие во всем, что мы делаем".

На мгновение вы задаетесь вопросом: "Насколько безумно то, что нужно приехать в Катар, Кувейт, Кабул, Канадагар, чтобы увидеть лучшее, что есть в Америке и Америку в ее лучшем виде".

А потом вспоминаете, что Америка создала этих людей. Их дух в нашем обществе. Нам просто нужно вдохновлять на это больше людей. И сейчас, как никогда, потому что другие скрытые силы снова выходят на поверхность – с разрешения нашего президента – такие как белое превосходство.

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Томаса Фридмана. Републикация полной версии текста запрещена

Оригинал опубликован на The New York Times

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Показать ещё новости