Цирк-кобзон

27 сентября 2017, 19:16
Как известно, театр начинается с вешалки. С чего же начинается украинский цирк?

Вероятно, с четкого понимания разницы между сутью таких литературно-театральных терминов как ирония и сарказм.

В хрестоматийном определении ирония – это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, а сарказм... это злая такая ирония. В плане литературной сатиры все еще проще. Тонкая насмешка в интеллектуальном формате почти всегда хорошо приветствуется всеми типами аудиторий, если говорить языком специалистов по массовой коммуникации, но при этом далеко не всем литераторам под силу. Сарказм же зачастую настолько часто нас окружает, что не вызывает ничего, кроме глуповатой ухмылки, если вообще ее вызывает. Причем, по личному исключительно предвзятому мнению автора, также у подавляющего большинства.

Эта история о том, как когда-то много лет назад, меня, тогда еще ученика начальных классов, вместе с моим Б-классом, водили в цирк. По какой-то там разнарядке сверху всех нас заставили купить билеты. Кого-то по два (для родителей или друзей), кому-то досталось по одному.

Конечно, в цирк идти не очень-то хотелось. Во-первых, надо было одеться прилично в жутко-колючий мохеровый свитер, во-вторых, вместо того, чтобы гулять во дворе с соседскими мальчишками и делать «все что заблагорассудиться», надо было сперва выстоять по ноябрьской погоде добрые полчаса в ожидании «львовского пыжика», а потом еще минут 30-40 добираться до центра столицы на жестких стульях чешского «скоростного». Ну или на электричке.

Эта история о том, как когда-то много лет назад, меня, тогда еще ученика начальных классов, вместе с моим Б-классом, водили в цирк

И не то чтобы в цирк не хотелось. Хотелось, но то «социальное» общество так плотно интегрировало коллектив в личную жизнь каждого школьника, не говоря уже о более взрослом населении тех времен, что думать, перед тем, как что-то сделаешь приходилось много и часто.

Рабочие собрания, коллективные застолья и многое другое, что сегодня во времена почти полной «диджитализации» украинского общества, а также практически тотальной подмены живого общения «виртуально-социальным» выглядит полным анархизмом и пережитком прошлого. А вот тогда это называлось иначе – «все на виду».

И может, поэтому даже во времена полностью разрушенной советской/постсоветской экономики у каждого школьника был как минимум один мохеровый свитер, одни выходные брюки и многое другое, что сегодня зачастую почему-то принято считать почти роскошью.

Если же брюк не было или ребенок просто плохо себя чувствовал в коллективе, нерадивые родители жестко поддавались общественному порицанию. Собрания родителей, вызовы в школу, педсовет, письмо на работу и так далее. «Всевидящее око» четко бдело и блюло «Международную конвенцию о правах ребенка 1989-1990 гг.», выполняя тем самым функции и КГБ, и МИД, начиная прямо с вешалки того самого цирка или театра, в который разнарядками из Министерств или Районо спускались подобные культпоходы.

Месяца два назад, еще до шквала «разгромных статей» о качестве киевского цирка и необходимости срочно приватизировать его, я посетил его со своим двухлетним сыном. Что и говорить, в плане обстановки там действительно изменилось не много. И знаете, это очень даже хорошо. Потому что из всей той культ-поездки, «колючий свитер» - это единственное что мне не понравилось. Ведь в забитом воскресной толпой трамвае мне пришлось сидеть на одном месте с одноклассницей и вообще быть «немного более галантным», ведь еще в автобусе я наконец понял, что ростом «уже взрослый», а в самом цирке, что у нас, наверное, самый дружный класс. Ведь в отличие от многих других школьников мы, конечно же, за руку не ходили, но и не дрались, и не кричали в антракте так громко, как остальные наши сверстники. А кроме того, животные бегали резво, акробаты и эквилибристы высоко-да-ловко и бесстрашно вертелись под куполом, а клоуны действительно вызывали наш детский смех.

Можно много говорить о том, что в киевском цирке все тот же, 30-летней давности интерьер, занавески и тюль «с тех самых времен», а в буфете «вообще» бутерброды с докторской колбасой. Все это, наверное, правда, мы с сыном в буфет не заходили. Но что, на мой взгляд, куда важнее, так это то, что в киевском цирке осталась своя уникальная атмосфера, которая с одной стороны позволила нам туда уже больше никогда с классом не ездить (следующая поездка была в театр). А с другой, и это я понял только после похода в цирк уже вместе с сыном, что именно после той первой поездки, у меня наконец появились новые импортные кроссовки.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Food&Drink

Вчера, 11:05

img
Гастрономический топ. Пять самых впечатляющих ресторанов по мнению Дмитрия Запорожца
События

Вчера, 09:06

img
От парада до прайда. Как изменилось отношение украинцев к ЛГБТ-сообществу за годы проведения Марша равенства