Три вещи, которые уродуют Киев

14 апреля, 09:37
10839
Цей матеріал також доступний українською
Три вещи, которые уродуют Киев - фото

ViktoriaSapata/depositphotos

МАФы, хаотичная наружная реклама и желтые Богданы погружают столицу в урбанистический ад, от которого ее давно пора спасти

В конце прошлой недели мэр Киева Виталий Кличко объявил вой­ну МАФам. По его словам, киоски и ларьки будут убраны с площадей возле метро, основных транспортных магистралей и остановок общественного транспорта.

А те, которые останутся, выставят на торги через систему ProZorro. И права на размещение такой торговой точки получит тот, кто заплатит больше в городской бюджет, а не тот, кто знает дядю Сашу в местной райадминистрации.

Для понимания того, на сколько прозрачное распределение мест и уплата всех налогов способны увеличить доходы киевского бюджета, Кличко привел лишь один пример: автокофейня, выигравшая право торговать у метро Арсенальная на прозрачном тендере, платит в бюджет города 1 млн грн в год. Все МАФы, работающие рядом с ней по старым правилам, платят лишь 40 тыс. грн в год.

Но вопрос не столько в деньгах, хотя и в них тоже. Вопрос в городской эстетике и антисанитарии — МАФы и стихийная торговля уродуют нашу среду обитания. И тут я впервые не стану ратовать за свободу предпринимательства, а буду отстаивать более жесткие нормы. Вернее, их введение.

Каждый раз возвращаясь домой из‑за границы и въезжая в Киев по проспекту Бажана, мы погружаемся в среду грязного хаоса. И дело тут не только в непосредственной чистоте улиц. Если попробовать разобрать это ощущение урбанистического апокалипсиса, оно будет состоять из трех основных компонентов.

МАФы в этом сомнительном хит-параде занимают законное первое место.

Чем отличаются города Европы от большинства городов Азии и бывшего СССР?

Давайте выйдем на станции метро Оболонь и пройдем к супермаркету Велика Кишеня. Лет 10 назад тут должен был появиться сквер с городским фонтаном. Но так и не появился. Зато выросли ларьки, раскладки и наливайки. Они продают очки, курицу, батарейки, пиво, творог и трусы. Можно купить курицу, тут же завернуть в трусы и всем этим закусить у одной из наливаек. А затем зайти в киоск Интим, круглосуточно обслуживающий тружеников столицы там же, возле курицы и трусов.

И не вздумайте назвать это Шанхаем. Потому что Шанхай с его 26 млн населения и такси, подъезжающими в девять полос в аэропорту, — это XXII век по сравнению со станцией метро Оболонь и верх логичности и порядка по сравнению с элементами киевской городской инфраструктуры. Даже спальные районы Шанхая выглядят чище и более упорядоченно, чем площадь у станции метро Оболонь. Территория у другой станции метро — Героев Днепра — ничем не лучше.

Весь этот ад необходимо демонтировать и унифицировать. Киоски можно соорудить в едином привлекательном стиле. Вы сразу заметите, как изменится лицо города, если сделать даже такую простую вещь. Тем более Киев способен и на большее — подтверждение тому отреставрированный парк Наталка на Оболонской набережной. Небольшой шедевр ландшафтного дизайна — тут даже урны симпатичны и выполнены в едином стиле.

Не будем замахиваться на общие правила оформления фасадов, как в каком‑нибудь Риме или Барселоне (вывод кондиционеров на фасад, хаотичное застекление балконов), давайте для начала разгребем ларьки и стихийную торговлю.

В 2014 году Киев принял компромиссные правила размещения киосков. Всем, кто получил документы до апреля 2013 года, их продлили еще на пять лет. Теперь этот компромисс должен остаться в прошлом — ад нужно демонтировать и закрыть.

Второе место в моем хит-параде вещей, которые захламляют Киев, занимает наружная реклама. Не наружная реклама сама по себе, а наружная реклама в таком количестве и такого вида, как сейчас.

Визуально в Киеве в 3–5 раз больше рекламных щитов, чем в любом городе Европы, места их расстановки никто не контролирует. Как, собственно, и форматы. Они атакуют водителей и обычных горожан таким количеством рекламных сообщений, что может закружиться голова. По степени хаотичности и агрессивности с наружной рекламой Киева могут сравниться лишь вывески на базарах Хургады и Шарм-эль-Шейха.

Например, в Дубае многие рекламные билборды расположены вдоль дорог, а не поперек, чтобы их могли видеть лишь пассажиры, а не водители. Большинство технологичны и симпатичны. Они скорее визуально добавляют городу, чем замусоривают его. В историческом центре многих городов Европы билборды увидеть попросту невозможно, тем более в таком количестве, как в Киеве. Украинская столица ничем не хуже Варшавы или Будапешта, как и ее жители, и они имеют право наслаждаться видами Днепра, зеленых холмов и зданий Городецкого без рекламного прессинга со стороны Олега Ляшко, суши-баров и лазерной эпиляции.

Понимаю, что за рекламными щитами стоит частный бизнес с его правами, но в этом вопросе решение должно быть такое же, как и с МАФами: дать время для адаптации, а затем резко сократить количество, упорядочить и унифицировать. И все места распределять через ProZorro, если это возможно.

И последнее место в моем гордом списке занимают грязные вонючие желтые Богданы. Да-да, маршрутные такси, которые в свое время помогли решить транспортные проблемы города.

Начнем с того, что теперь они создают больше проблем для автомобильного потока, чем решают, занимая полосу-две, бесконечно паркуясь у всех станций метро и остановок. Если начинается тянучка, в половине случаев она заканчивается после скопления маршрутных такси у остановки или у метро.

Во-вторых, извините, но они сильно портят воздух. Тот воздух, которым мы с вами дышим и качество которого — так же как и качество питьевой воды — является основой здоровья горожан. Если на востоке страны основными загрязнителями окружающей среды являются промышленные предприятия, то в Киеве и, например, Одессе — автотранспорт. Уровень загрязнения воздуха во многих местах центра столицы приближается к 10 по 10‑балльной шкале (а на Бессарабке стабильно 10), как показало исследование экологов Рейтинг самых грязных городов Украины, который мы регулярно публиковали в журнале НВ.

Подавляющее количество киевских Богданов не прошли бы ТО ни в одной стране Европы. Было бы неплохим упражнением посадить в кабриолет владельца компании Богдан Олега Гладковского и покатать его по городу прямо за одним из этих маршрутных такси вместе с руководством эксплуатирующих эти автобусы транспортных компаний. Всего один день. Лица были бы черными, как у шахтеров.

К тому же они грязны, тесны и неудобны для пассажиров, а их водители, как многорукий Шива, делают за рулем пять дел одновременно, создавая проблемы для безопасности всех участников движения.

Достойной альтернативой Богданам должны стать обычные новые автобусы и троллейбусы. В намного большем количестве, чем сейчас. И желательно с гибридными двигателями для меньших выбросов — это скорее правило, а не мечта всех европейских городов. И последний маленький штрих — ничто так не красит городской ландшафт, как современные низкопольные трамваи. Закупи их Киев штук 100 — и появится что‑то общее с Краковом, Цюрихом и Бордо.

Конечно, есть еще парковка автомобилей на тротуарах, и Киев наверняка является единственной столицей Европы, где это стало нормой. Но это уже отдельная большая история.

Если украинская столица лет за пять решит даже эти три вопроса, город будет выглядеть куда чище, эстетичнее и комфортнее. Чем отличаются города Европы от большинства городов Азии и бывшего СССР? В первых заботятся о своем и общем — о городской среде обитания, в последних — только о своем, о собственных квартирах и почти никогда о подъездах и улицах. Но мы же направление вроде бы выбрали. 

Текст опубликован в журнале Новое Время за 11 апреля 2019 года. Републикация полной версии запрещена.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Компании/Рынки

Вчера, 13:40

img
Для каких бизнесов Игоря Коломойского победа Владимира Зеленского является хорошей новостью
События

Вчера, 21:10

img
Папа может все что угодно. Как справляются отцы, которые воспитывают детей самостоятельно
IT-индустрия

Вчера, 21:02

img
Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Все, что нужно знать о скандале вокруг Samsung Galaxy Fold