Что означает для нас тарифная война Трампа

4 апреля, 15:49

Украина оказывается в точке, где сходятся сразу несколько зон нестабильности

В условиях работающей системы международных отношений тарифная война Трампа (точнее, война за экономические ресурсы, к которым относятся и технологии, и производства и логистика) закончилась бы не начавшись. Но когда мировая система де-факто уже разрушена, каждое из государств будет пытаться искать свои механизмы выхода из создавшейся ситуации.

Реклама

То есть часть партнеров будет настаивать на зеркальном ответе, а часть пытаться договориться, идя на некоторые уступки. Что, кстати, несет риски, в том числе, целостности ЕС. Но в любом случае, даже посеяв хаос, Вашингтону удастся сформировать некое подобие зоны своего доминирования. Куда войдут обе Америки и ряд европейских стран. Равно как это приведет и к укреплению зоны влияния КНР — Пекин использует создавшуюся ситуацию для демонстрации своей политики как адекватной и предсказуемой альтернативы фонтану идей от новой американской администрации.

Для Европейского Союза — это вызов. ЕС вынужден будет решать сразу несколько, долгое время откладываемых задач. В частности:

1. Собственной позиции на мировой арене. То есть реализации подхода автономизации европейской политики.

Украина рассматривается окружением Трампа как страна периферии

2. Но успех по п. 1 без трансформации системы принятия решений на уровне Союза невозможен — группа государств, вырабатывающая политику через консенсус не может демонстрировать быструю реакцию на внешние вызовы. То есть ЕС сталкивается с необходимостью рассмотреть, как минимум, отложенную 8−9 лет назад идею «Европы разных скоростей».

3. Не допустить создания «внутренних коалиций» которые бы были проводниками интересов претендентов на глобальное лидерство. Либо сводить к минимуму влияния подобных «союзов» на общеевропейскую политику. Речь идет как о проекте «Трехморья» (как проекции американских интересов), так и о выстраиваемой Китаем оси Румыния-Венгрия-Сербия. А также формирование Турцией своей зоны влияния в Черноморском регионе (как минимум до трансформации политики в отношении Турции)

4. Пересмотр программ сотрудничества с ключевыми партнерами вне США. Речь идет о странах Ближнего Востока, Турции, Египте, Японии, Южной Кореи и Индии.

5. Выработка собственных (отвязанных от позиции США) политик реагирования на возникновение и усиление новых международных коалиций. Например, БРИКС.

Таким образом, Украина оказывается в точке, где сходятся сразу несколько зон нестабильности. А именно:

— Поиск Вашингтоном подходов к РФ по сдерживанию КНР.

— Формирование региональных европейских коалиций и зон сотрудничества: зона турецкого влияния, оси, выстраиваемые КНР, проект Трехморье.

— Общий пересмотр подходов к внутренней и внешней политике странами ЕС.

— Формирование серой зоны между сферами влияния КНР и США.

При этом Украина пока что рассматривается окружением Трампа как страна периферии — то есть источник ресурсов, который может выполнять некоторую роль противовеса РФ. Незавидный, с точки зрения будущего, функционал. Но если посмотреть на написанное выше, региональная система безопасности, система международного сотрудничества фактически разрушена. И США не являются архитектором новой. Есть сразу несколько потенциальных центров силы и процессов формирования новых систем. Речь идет о региональных союзах, позиции Турции, «Старой Европы» и той же Польши как драйвера проекта «Трехморье». То есть при наличии активной, рациональной и в меру циничной политики Украина имеет шанс выстроить систему собственного сотрудничества в регионе. Что дает шанс в будущем покинуть зону «периферии» мировой системы. Увы, но времени на это у нас не так много, максимум 5−6 лет.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV

Показать ещё новости