Почему Трамп не ввел тарифы против РФ
Давайте разбираться вместе
США вводят таможенные пошлины в отношении практически всех государств мира. При этом под наибольший удар попадают развивающиеся государства и… давние политические партнеры Вашингтона: ЕС, Япония, Южная Корея и даже Тайвань. Но в списке нет, например, Российской Федерации (хотя базовые 10%, вероятно, введут). Нелогично? Отнюдь. Суть не в вопросах мировой торговли, а в логике многополярного мира и формировании собственной зоны влияния. Давайте разбираться вместе.
Базовая ситуация или повторение написанного.
Для начала тезисно повторю рамки в которых сегодня действует американская внешняя политика:
1. Ключевым соперником на геополитическом поле США воспринимают КНР. И только КНР. При этом оба государства по состоянию на сегодня взаимозависимы — они являются ключевыми торговыми партнерами и есть сферы, где американская экономика не обойдется без китайских поставок, есть направления, где китайским производителям будет невозможно развиваться без импорта из США.
2. Идет трансформация мировой экономики. Где, с одной стороны резко возрастает значимость обладания знаниями технологиями, а с другой есть необходимость в создании новой производственной базы (на новом технологическом уровне). В рамках этого процесса государства мира распадаются на 3 группы: ядро (обладают технологиями и производственной базой), полупериферия (культура производства на чужих технологиях), периферия — все остальное. Причем для периферии вариантов развития не остается — даже вариант продажи «дешевой рабочей силы» перестает быть механизмом экономического рывка.
Трампу нужны «послушные» Америки
3. Перечисленные выше процессы ведут к трансформации мировой политической системы. Точнее, ее деконструкции. И тут есть несколько вариантов поведения. Для геополитических лидеров (либо претендентов на лидерство) выбор состоит из двух опций. Либо пытаться аккумулировать ресурсы, оптимизировать издержки, не обращая внимание на ограничения старой системы. А, зачастую, целенаправленно разрушая их. Либо, наоборот, максимально долго использовать возможности старой системы для своего усиления, не создавая при этом лишних точек напряженности в отношении с другими государствами. Китай пока выбирает вторую модель поведения. А вот США давно выбрали первую (вспомните — выход из Афганистана, изменение механизмов научно-технического сотрудничества даже с ближайшими союзниками, стимулирование создания региональных коалиций вместо своего присутствия). Просто при Трампе выбор стал очевидным и публичным.
При этом оба претендента на мировое лидерство (или, будущие полюсы мира) активно формируют (либо пытаются сформировать) свою зону влияния, не вступая пока в прямую конфронтацию друг с другом. По крайней мере, военную. Вновь нелогичный тезис? Отнюдь — давайте с точки зрения перечисленных трех вводных оценим тарифные войны Трампа.
Логика тарифных войн
Первое, что бросается в глаза при оценке тарифов — две категории стран, в отношении которых пошлины не так велики. Это экономически слабые государства (периферия, которой в Вашингтоне отводят роль сырьевой базы) а также страны Южной Америки. Последнее важно, поскольку США пытаются на новом витке возродить доктрину «Америка для американцев» или доктрину Монро, то есть усиление своих позиций «в обоих Америках», совмещенную с определенного рода политическим изоляционизмом в отношении остального мира. В эту логику, кстати, укладывается предшествующее давление на Мексику и Канаду (которые не упомянуты в новом списке). Первая — потенциальный региональный лидер, который может создать конкуренцию США в расширении влияния на Латинскую Америку. Вторая — угроза политике изоляционизма и конкурент в гонке за технологиями. Трампу нужны «послушные» Америки.
Второе — достаточно высокие тарифы в отношении государств, которые принято считать партнерами США. В первую очередь, это страны ЕС. И тут логично — для Соединенных Штатов крайне невыгодно превращение Европейского Союза в еще один геополитический полюс. Сборочный цех, технологически завязанный на США — ради Бога. Конкурент в политике и технологиях — категорически нет. Европе отводится роль «полупериферии». Новые пошлины призваны стимулировать перенос ряда европейских производств (в первую очередь, технологических) в США, при этом оставляя государствам ЕС издержки по поддержанию региональной стабильности. К этой же группе государств можно отнести Японию, Южную Корею, Швейцарию, Малайзию Индонезию, Индию. Подход аналогичен — попытка перетянуть технологические производства «в обмен» за уходящий «зонтик безопасности».
Пошлины в отношении Тайваня можно назвать, скорее, стимулом к эвакуации технологических производств на территорию США (как это делает TPMC). Вашингтон, естественно, продолжает говорить о защите острова. Но, учитывая, что среди местного сообщества нет консенсуса в вопросах независимости и есть влиятельные партии, выступающие за воссоединение с КНР, единственный механизм «защиты от Китая» — оккупация. Это не подходит, значит надо стимулировать процесс переноса технологий и производств на свою территорию.
Третье — государства, которые остаются ключевыми партнерами США для обеспечения присутствия в ключевых регионах. Это Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Израиль. А также возможные партнеры Вашингтона.
Пошлины в отношении КНР идут «отдельной графой». С одной стороны, это начало торговой войны между странами. С другой — приглашение Си к диалогу на условиях Трампа. И я не удивлюсь, если после американо-китайского саммита, значительная их часть может быть пересмотрена.
Россия, «ось зла» и потенциальные партнеры — удивительная щедрость Трампа.
Начать стоит с низких пошлин для Турции, Египта, ОАЭ и ряда других государств. В условиях оптимизации своего присутствия в ряде регионов, Вашингтону нужны «противовесы» -- государства, способные сдерживать усиление других. Турция и Египет — это Ближний восток. Точнее, Турция — это еще и Черноморский регион, Центральная Азия (противовес РФ и КНР). ОАЭ — страны Персидского залива. Ну и вопрос в необходимости существования территории обмена технологиями, которой Эмираты де-факто уже являются.
Россия и Иран — несколько иная логика. Вашингтон не воспринимает Москву как потенциального претендента на мировое лидерство. Да и в Кремле это понимают. Зато Россия важна для США как партнер по контролю за Арктикой, источник ресурсов и партнер по сдерживанию одновременно КНР и ЕС. Иран — примерно тот же функционал в отношении КНР и Турции в Центральной Азии. Но лишь в случае заключения новой «ядерной сделки». Кстати, в процесс переговоров в качестве посредника активно хочет войти Москва.
Текст опубликован с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV