Слуги народа с миллионами в тумбочках
Не считайте миллионы кэша в тумбочках. Не ешьте картины и ролексы. Не завидуйте сотням квадратных метров солидных домов и количеству земельных участков. Лучше спросим себя, как так случилось, что у власти оказались именно хорошо обеспеченные. Не только те, кто успел построить бизнес в вихре лихолетья первого десятилетия независимости. Но и те, кто достаточно много лет - "слуги народа". Или являются и теми, и теми.
Где-то за двадцать лет из двадцати пяти независимости мы привыкли жить с олигархами. Для нас нетрудно мысленно оперировать этим понятием, так же, как и вопить о демократии.
Словно мы в классических Афинах, когда два политических класса - олигархи и демократы - борются за власть. "Демократы", на Майданах и после, настаивают на равенстве прав и равенстве перед законом, тогда как "олигархи" формируют государство, в которым только собственники значительных объемов собственности де-факто голосуют и управляют государственными офисами. Словно по Аристотелю: "Олигархия, как сказано, есть то, в чем кучка и состоятельные, демократия - то, в чем многие и малоимущие, являются рулевыми".
Впрочем, мы повернули классика вверх дном. Там руководили богатые. Здесь становятся состоятельными рулящие. Олигархия, сказано уже нами, есть то, в чем кучка становится состоятельным благодаря причастности к рулю государственной власти.
За двадцать лет из двадцати пяти независимости мы привыкли жить с олигархамиНам есть чем гордиться: мы расширили понятие олигархии. Их не пять богатых, и не десять. Наша кучка многочисленная: таких сотни и тысячи. Возможно, из несколько десятков тысяч при центральной или региональной властях. Все те, кто стал богатым или относительно состоятельным благодаря месту или должности во власти, проходном месте в партии вождя. Они в точном смысле слова олигархи. Они, она и он, составляют олигархат.
Мы надеемся, что е-декларации помогут нам выявить и побороть коррупционеров. Это не совсем так. Прозрачность и открытость показывают коррумпированность всей системы, которую мы создали на сегодня.
Коррупция - не вещь. И не коррупционер с ролексом и мерсом. Ее не ухватить и не забрать, даже если мы знаем, в какой тумбочке, в каком замечательном доме лежит миллион кэша. (Это воры грабят награбленное и это авантюрные популисты хватаются за лозунги "забрать и поделить".) Коррупция - это коррозия межчеловеческих отношений, социального построения.
Расширенное понятие олигархата подсказывает нам: не очень увлекайтесь картинками состояний, которые услужливо будут смаковать медиа. Дело не заканчивается победой над каждым отдельным олигархом отважными тезками. Дело в системных и последовательных реформах, которые приведут к замене олигархата на демократию. Которая, по-современному, должна быть властью всего зажиточного народа.
Текст публикуется с разрешения автора
Больше мнений здесь

материалов раздела Мнения
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.