Рычаг нового образования

23 мартa 2018, 16:00
280
Цей матеріал також доступний українською

Наши школы и университеты не готовят детей к будущему, не давая им навыков, которые будут самыми необходимыми именно в то время, в которое они будут жить

Образование – это та сфера, которая закладывает тенденции будущего. Однако, к сожалению, в большинстве стран программы образования неэффективны, поскольку они создавались еще в предыдущую индустриальную эпоху, и не все из предоставляемых ими знаний актуальны для эпохи постиндустриальной. Можно одиннадцать лет учить детей каллиграфически писать в тетрадях в косую или прямую линейку или находить нужное слово в огромном словаре и быть свято уверенным в том, что образование, которое мы даем своим детям, является лучшим из всех возможных.

Но это далеко не так. Наши школы и университеты не готовят детей к будущему, не давая им навыков, которые будут самыми необходимыми именно в то время, в которое они будут жить. И здесь мы должны понимать, что будущее – это не «построить коммунизм до 1980 года», не то, что будет через двадцать, десять или даже пять лет. Будущее начинается сегодня.

Глобальный кризис образования

И современный мир стоит перед новым вызовом – глобальным кризисом образования. Этот глобальный кризис образования имеет два важнейших аспекта. Во-первых, происходит обесценивание формальных дипломов об образовании. Хорошим примером этого процесса являются США. В 30-40-е годы получить общее среднее образование в этой стране считалось достаточным для нормального хорошего стабильного заработка. Если брать 80-90-е годы, то уже без диплома колледжа перспективы на высокие стандарты жизни в США выглядели для молодежи маловероятными. А сейчас даже наличие высшего образования не гарантирует трудоустройства. Хотя, парадоксальным образом, именно за последние пятьдесят лет произошло беспрецедентное расширение образовательной системы, однако ее экстенсивное развитие больше не способно выполнять возложенные на нее задачи – выравнивать шансы молодых девушек и парней из разных общественных слоев на нормальное будущее.

Нашей образовательной системе сегодня как никогда нужна смена принципов, на которых она базируется

Другим аспектом кризиса является потеря связи между университетами и рынком труда. Опять же парадоксальная ситуация: существует много работодателей, которым нужны работники, и одновременно много выпускников, которые не могут найти работу.

И здесь проблема возникает не в количестве выпускников, а в их качестве, ведь образование банально не дает нужных навыков. Особенно «soft skills» – коммуникации, управленческих способностей, способности динамического решения проблем. И это совсем не случайно. Основной акцент традиционного образования, сквозь огонь и воду которого большинство из нас прошли, – хорошо решать тесты. То есть ставить галочку напротив правильного ответа в абстрактных оторванных от жизни вопросах, и на следующий же день после теста успешно забывать большинство информации.

У нас есть такой хороший пример подобной системы как внешнее независимое оценивание. Это действительно очень хороший механизм преодоления коррупции при поступлении в высшие учебные заведения, однако должно ли и в дальнейшем наше, в данном случае, школьное образование по сути быть лишь подготовкой к этому тестированию? Не возникает ли здесь ситуация, что, концентрируясь на текущих задачах, образовательная система в Украине выпускает из своего контроля нечто гораздо более фундаментальное?

Идеальный выпускник будущего

Каким же должен быть выпускник, желанный для работодателей XXI века..? Он, безусловно, должен обладать надлежащими коммуникационным навыками, уметь работать в команде, быть инициативным и пытливым, а также способным принимать важные решения.

В современном мире объемы возможной информации даже в узких сферах намного превышают объективные возможности человеческого сознания их запомнить. К тому же, много информации имеет текущий статус: из-за стремительного прогресса общества ее актуальность очень ограничена во времени. Если раньше знания были чем-то почти сакральным, то сейчас способность к обучению и систематизации новой информации в любом возрасте выходит на первый план.

В этом и заключается главная причина современного кризиса образования: нынешняя система образования создана как процесс предоставления и получения знаний вместо того, чтобы функционировать как тренинг для приобретения навыков.

Как же тогда выглядит такая новая модель образования?

Тесты заменяет проектно-ориентированное обучение. Согласно ему, базовой формой образования является не пассивное восприятие ученикам или студентами информации с последующей проверкой ее усвоения через систему тестов, а групповая работа над выполнением объемных задач. Эти проекты, как правило, содержат в себе исследовательскую или креативную составляющие и преимущественно направлены на воспроизведение возможных задач в реальной жизни.

Как должно выглядеть «Образование 2.0»?

В Израиле решили, что такое образование должно базироваться на двух основных принципах. Во-первых, оценивается не каждый индивидуально, а класс в целом. Это стимулирует развитие навыков работы в команде. Во-вторых, каждый ученик имеет возможность в течение определенного времени самому побыть в роли учителя.

Отражением этой идеи является сейчас популярная модель «светофор», которую начали применять в школах Израиля. Согласно ей, каждому ученику раздают три карточки: зеленую, желтую и красную. Зеленый цвет означает, что ученик освоил материал и может объяснить его своему товарищу; желтый – понял, но объяснить не может; красный – ничего не понял.

После объяснения нового материала, учитель просит каждого поднятия карточку, которая бы отражала уровень его усвоения материала. После этого детей разделяют на группы таким образом, чтобы те, кто поняли, объясняли материал тем, кто не понял. Это, во-первых, развивает у них навыки объяснения и таким образом способствует окончательному усвоению материала ими самими ( «так объяснял, что даже сам понял»), и во-вторых, усиливает навыки группового взаимодействия.

Интересная вещь, которая в свое время очень сильно удивила разработчиков сайта Coursera – крупнейшего в мире сайта образовательных курсов. Они отметили, что 95% участников из Израиля, где активно используют модель «Светофор», их успешно заканчивают, хотя средний показатель в общем по миру составляет лишь 5%. Именно подобные модели образования и являются ключом к успеху в самообразовании, ведь нарабатывают учебные навыки как таковые.

Изменение принципов

Нашей образовательной системе сегодня как никогда нужна смена принципов, на которых она базируется.

Мы не можем подготовить для своих детей идеальное будущее, потому что мир слишком непредсказуем для этого. Однако мы можем благодаря образованию подготовить наших детей к тому, чтобы они это свое идеальное будущее создали самостоятельно. Навыки ответственности, лидерства, эффективной коммуникации и эмпатии друг к другу не менее важны, чем знание о мире или умение писать и считать, поэтому их сохранение должно стать приоритетным для отечественной образовательной системы.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Подкасты Радио НВ

Пропустили любимую передачу? Не дослушали интервью? Хотите переслушать эфир из архива?

Подпишитесь на подкасты Радио НВ на Soundcloud. Слушайте, переслушивайте, делитесь!

Слушать подкасты

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Страны

Вчера, 19:45

thumb img
К 2030 году. Как страны мира будут отказываться от пластика, и что нужно сделать в Украине
Политика

Вчера, 15:28

thumb img
Свежая социология. Шансы Порошенко на второй срок тают – эксперты
Футбол

Вчера, 20:09

thumb img
Шевченко и Зинченко сыграли в футбол с безногим мальчиком - видео