Самый экстремальный сценарий. Как Путин может применить энергетическое оружие
В последние месяцы Россию часто обвиняли в использовании энергоресурсов как геополитическое оружие. С ростом международной напряженности такая тактика может стать заметнее
Поскольку Россия угрожает новым вторжением в Украину, официальные лица США и ЕС разрабатывают план, определяя альтернативные источники энергии для европейских потребителей, на случай непредвиденных обстоятельств, если Москва нарушит поставки нефти и газа на запад.
Хотя никто, кроме самого Владимира Путина, не может знать наверняка, планируются ли такие срывы, тем не менее перебои с поставками природного газа, нефти и продуктов, полученных из ископаемого топлива, нельзя исключать, учитывая высокие ставки нынешнего геополитического противостояния. Любые подобные шаги вызовут шок на мировых рынках.
Уязвимость Европы по отношению к любым сокращениям поставок энергоносителей из России будет зависеть от сроков этих поставок и их масштабов. В самом экстремальном сценарии и, скорее всего, лишь в ответ на жесткие санкции Запада Россия введет тотальную приостановку поставок в период пикового зимнего спроса.
Это предполагает сокращение потоков природного газа по всем четырем маршрутам поставок российского газа в Европу, включая Украину и Польшу, а также Турецкий поток и Северный поток.
Ежедневный спрос в Европе зимой увеличивается примерно на 30% по сравнению с остальными сезонами, при этом ежедневное потребление колеблется на уровне около 1,8 млрд кубометров. Поскольку в январе экспорт российского газа был ограничен до уровня примерно около 249 млн м3/сутки из-за сокращения поставок через Украину и отсутствия поставок через Польшу, импорт сжиженного природного газа (СПГ) резко вырос и, по данным глобального поставщика информации и новостей в сфере энергетики ICIS, составил около 11 млрд кубометров.
Половина всех поставок СПГ в Европу в январе 2022 года пришлась на США. Это помогло компенсировать сокращение потоков российского газа через Украину, сократившихся почти на две трети по сравнению с суточной мощностью, которую российский Газпром должен был задействовать в этом месяце.
Если Россия полностью приостановит экспорт, можно будет немного увеличить импортные мощности терминалов СПГ. Тем не менее, большая часть дополнительных объемов будет доставлена потребителям в северо-западной Европе, в то время как страны Восточной Европы, в особенности те, у которых нет собственных терминалов по приему сжиженного газа, получат гораздо меньше.
Одни из наиболее уязвимых стран — это Украина, которая будет зависеть от реверса газа из Центральной Европы, а также соседние Румыния и Молдова с их ограниченной инфраструктурой, связанной с импортом энергоносителей.
Любые подобные шаги вызовут шок на мировых рынках
Эффект масштабного сокращения газа может усугубляться одновременными перебоями в поставках нефти и продуктов ископаемого топлива. В настоящее время Россия экспортирует около пяти миллионов баррелей нефти в день, половина из которых поставляется в Европу.
Сценарий, при котором Россия решит отомстить за санкции, инициировав крупномасштабные сбои в поставках энергоносителей, остается маловероятным, поскольку это будет иметь разрушительные и долгосрочные последствия для российской экономики. Скрытые атаки, нацеленные на энергетическую инфраструктуру, кажутся более реальной возможностью.
Сюда могут входить тайные физические атаки на украинскую газотранспортную сеть, что предоставило бы России удобный повод отказаться от контракта, согласно которому она должна поставлять газ в Европу через Украину до 2024 года.
Повреждение украинской трубопроводной сети также поможет России убедить европейских чиновников в необходимости ускорить сертификацию спорного газопровода Северный поток — 2, что технически позволит Москве прекратить транзит через Украину.
Сокращение потоков, вызванное возможной атакой на инфраструктуру, транспортирующую нефть через Украину, может поднять цены на нефть намного выше $100 за баррель в то время, когда рекордные цены на энергоносители и стремительный рост инфляции уже наносят ущерб мировой экономике.
Еще одна возможность, доступная Кремлю, — это кибератаки с целью вывести из строя хранилища или передачу электроэнергии или природного газа в Европу. Некоторые сети в Западной Европе, которые в большей степени зависят от цифровых операций, могут быть особенно уязвимы. Мишенью могут стать и восточноевропейские компании, как это было в случае с крупнейшей украинской компанией-дистрибьютором в январе 2022 года.
Москва также может попытаться предотвратить воссоединение украинского оператора системы электропередачи с российской и белорусской системами. Поскольку украинский оператор электросетей готовится присоединиться к европейской системе передачи с 2023 года, ожидается, что в феврале и летом 2022 года он проведет испытания, которые будут включать полное отсоединение от сетей России и Беларуси. Не исключено, что Россия и Беларусь могут отказать во временном воссоединении украинской сети после завершения первоначальных испытаний. Это создаст значительные трудности для Украины, особенно если погода будет очень холодной.
Все эти варианты очень похожи на тактику гибридной войны, которую Россия применяет против Украины и других европейских стран в последние годы.
Хотя серьезные перебои с поставками российских энергоресурсов в Европу на данном этапе можно рассматривать, скорее, как маловероятный экстремальный вариант, тем не менее у Кремля есть целый ряд связанных с энергетикой инструментов, которых будет достаточно, чтобы посеять панику в то время, когда энергетические рынки уже на пределе.
В последние месяцы Россию часто обвиняли в использовании энергоресурсов в качестве геополитического оружия. С ростом международной напряженности такая тактика вскоре может стать более заметной.
Перевод НВ
НВ обладает эксклюзивным правом наперевод ипубликацию колонок Atlantic Council. Републикация полной версии текста запрещена.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ