Россияне и зараза путинского режима
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com
Решение Международного Олимпийского комитета позволить российским атлетам соревноваться на Олимпиаде в Рио, если они смогут доказать, что не использовали допинг. Тем не менее, это было верное решение. Но в нем есть и неприятная подоплека: теперь россияне официально обязаны доказывать, что не замараны гнилым режимом, управляющим их страной.
Олимпийский комитет создал декларацию вслед за принятым ранее решением запретить Российской легкоатлетической федерации участвовать в международных соревнованиях. Это решение основано на результатах исследований Мирового антидопингового агентства, обнаружившего явно поддерживаемую государством допинговую культуру в российской легкой атлетике; также проверку не прошла Кения. Поэтому Международный Олимпийский комитет заявил, что атлеты из этих стран не будут автоматически считаться "чистыми" – им придется доказывать, что они соблюдают запрет на допинг, международным федерациям в своем виде спорта.
В стране, где правит авторитарный лидер, недостатки системы являются виной лидераОлимпийский комитет считает, что презумпция невиновности в отношении атлетов из этих стран находится под серьезным вопросом. В результате каждая международная федерация должна в индивидуальном порядке принять решение, допускать ли этих атлетов к соревнованиям, чтобы обеспечить честную конкуренцию в своем виде спорта. В процессе принятия этого решения отсутствие позитивного антидопингового теста, проведенного в стране спортсмена, не будет считаться достаточным. Это означает, что международные федерации обязаны учесть другие надежные тесты, помимо национальных.
Это самое мягкое решение для России. Правительство готовилось к полному запрету, который мог коснуться не только легкой атлетики. Министр спорта Виталий Мутко сказал об этом в понедельник. А в четверг, накануне встречи Олимпийского комитета, Госдума осудила возможный запрет: "Казалось, времена, когда спорт пытались использовать в качестве инструмента политической борьбы, объявляя бойкоты олимпиадам и другим спортивным соревнованиям по причине политических разногласий, давно канули в лету. Однако сегодня кое-кто пытается вытащить это пропахшее нафталином политическое оружие со свалки истории".
Беспокойство, присутствующее в этих заявлениях, понятно: уважаемые западные атлеты раздражены тем, как медленно спортивные чиновники занимаются разоблачением российской допинговой системы. Спортивное сообщество давит на чиновников с тем, чтобы они исключили РФ, поскольку та неприкрыто и систематически жульничала. Международный Олимпийский комитет мог запросто ввести полный запрет, чтобы избежать волокиты с индивидуальными случаями и обвинениями, что он позволяет потенциальным мошенникам участвовать в соревнованиях.
Президента Олимпийского комитета Томаса Баха раскритикуют за принятое им решение, и последствия будут неприятными. Легкоатлетической федерации России и Олимпийскому комитету придется обратиться с делом против запрета в международный Спортивный арбитражный суд, а атлетам придется доказывать – не всегда успешно – что их можно допускать к соревнованиям. Но даже те, кому удастся пройти тестирование, будут под подозрением: недавние отчеты Мировой антидопинговой ассоциации уничтожили репутацию страны.
Тем не менее, справедливо, что кого-то допустят к соревнованиям в Рио под российским флагом, а не каким-то нейтральным, как некоторые предлагали – и как некоторые российские звезды, такие как прыгунья Елена Исинбаева, отказались делать. Флаг, в конце концов, представляет страну и ее народ, а не режим. Мутко, министр спорта, который мало что сделал для предотвращения допингового скандала, выступил против того, чтобы Юлия Степанова, чьи откровения привели к запрету для легкоатлетов, смогла выступать на Олимпийских играх. Тем не менее, руководящий орган этого вида спорта предоставил ей разрешение, и Степанова будет бороться за Россию: флаг принадлежит ей ровно в той же степени, что и Мутко.
Президент Владимир Путин построил нынешнюю российскую систему, сочетающую показной патриотизм с циничной коррупцией. В стране, где правит авторитарный лидер, недостатки системы являются виной лидера. Это делает допинг-скандал ответственностью Путина. Тем не менее, Путин – сам бывший спортсмен , и похоже, не хочет потворствовать идее не признавать недобросовестную конкуренцию со стороны РФ и подать запрет как еще один пример западной враждебности по отношению к России. Он сдерживал своих сторонников, желавших разыграть эту пропагандистскую карту, и он не призвал к бойкоту Олимпиады, как предлагали некоторые горячие головы. Путин явно надеялся, что МОК позволит хотя бы некоторым россиянам участвовать в соревнованиях: во вторник его пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал, что никто не будет "заинтересован в создании такого прецедента", как полный запрет.
Вместо того чтобы, фыркнув, отказаться от Олимпиады, Путин хочет, чтобы спортивные чиновники "защищали интересы спортсменов, не связанных с допингом". Это означает как подачу апелляции относительно запрета, полученного легкоатлетами, так и предоставление доказательств соблюдения правил в индивидуальных случаях.
Россия, вероятнее всего, будет в состоянии собрать приличную команду для Олимпиады благодаря решению Путина покориться, а не разыгрывать драму.
Но решение Международного Олимпийского комитета продемонстрировало более глубокую проблему.
В целом ряде сфер от бизнеса до культуры западные партнеры хотят от россиян доказательств, что те не являются частью путинского режима. Российские покупатели недвижимости и потенциальные бизнес-партнеры подвергаются более тщательным проверкам, чем того требует международный санкционный режим. Российские культурные фигуры и ученые не получают приглашений на международные мероприятия, поскольку известны как лоялисты, которые поддержали вторжение в Крым и войну в Восточной Украине. Многие россияне, включая менее громких оппонентов Путина, заметили, что на Западе им не так рады, как до Крыма.
Международный Олимпийский комитет формализовал это ощущение: от россиян требуют доказать, что они чисты. Предполагается – на основе большого количества данных – что режим коррумпировал тех, кто живет при нем.
Мне, как гражданину РФ, тяжело смириться с этой стигмой, но вот какой у меня выбор: я могу решить, как многие россияне, что Запад ненавидит мою страну и мой народ, или же я вынужден доказывать, что меня не коснулась путинская зараза. Я понимаю, почему некоторые считают второй вариант унизительным, но я не могу поддержать первый, поскольку верю, что режим прогнил и достоин осуждения. Но это не означает, что российский флаг не принадлежит и мне.
Перевод НВ
Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.
Больше мнений здесь