Приключения российского пропагандиста
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com
В Нью-Йорке появился стартап, которому я не желаю успеха, несмотря на то, что основан он на неплохой идее. Проект называется Babo и дает гражданам возможность посылать видео со своих смартфонов в новостные организации и получать за это деньги.
Его основатель, 26-летний Ашот Габрелянов – сын Арама Габрелянова, стремившегося стать российским Рупертом Мердоком до тех пор, пока не поставил свою медиаимперию на службу пропагандистской машине Владимира Путина. 50% компании Габрелянова-старшего, News Media, принадлежат медиахолдингу Юрия Ковальчука и Геннадия Тимченко, двум миллиардерам-приятелям Путина, попавшим под санкции Запада, введенные в ответ на российское вторжение в Украину.
Ашот учился ведению бизнеса у своего отца. В 2009 году Габрелянов-младший основал новостной сайт Lifenews.ru, который в 2013 году превратился в пресловутый телеканал. Сайт появился с целью повысить уровень News Media и от криминальных сводок и съемок папарацци перейти к серьезным новостям. Lifenews действительно выглядит профессионально.
Но на этом канале никогда не появляется критика Путина, а предвзятое освещение событий в Украине сделало Lifenews самым ненавистным каналом в Киеве.
Габреляновы не находятся под санкциями, и формально у американских новостников нет повода отказываться от покупки Babo«Мы освещаем все, но мы делаем массовый продукт, а широкая общественность голосует за Путина, - заявил Ашот Габрелянов в интервью в 2013 году, - мы не можем идти против общественного мнения».
Прошлой осенью Ашот ушел из отцовской компании, чтобы попытаться преуспеть с Babo. Сначала проект был частью Lifenews, и по словам Габрелянова, за прошлый год канал приобрел с его помощью около тысячи аматорских видео. Тем не менее, News Media не хотели коммерциализировать продукт, и Габрелянов-младший выкупил его. Теперь бизнесмен говорит, что предлагает платформу организациям, заинтересованным в пользовательском контенте. Редакторы могут даже пользоваться геолокацией, чтобы получить видео от пользователей Babo, находившихся неподалеку от, к примеру, места крупной аварии.
Сама по себе идея неплоха, хотя особо оригинальной ее не назовешь. Компания Rawporter, работающая по тому же принципу, смогла привлечь венчурный капитал и запускала пользовательские приложения около двух лет, прежде чем продать платформу. Другие платформы, связанные с гражданским журнализмом, например, Meporter и OpenWatch – делают упор на возможность публикации, а не продаже контента профессионалам. Разумеется, телеканалы и новостные сайты нуждаются в актуальных и эксклюзивных видео.
Сейчас Ашот рекламирует свое приложение в Нью-Йорке, куда бизнесмен переехал в январе. Он живет в Бруклине, в районе Вильямсбург, и регулярно посещает вечеринки на крышах, хотя, как Габрелянов недавно заявил Mashable, он не любит хипстеров.
А тем временем Габрелянов-старший продолжает выполнять свой патриотический долг перед Путиным. Главные новости на сайте Lifenews выглядят следующим образом: «Ополчение Донецой Народной Республики воспрепятствовало захвату Горловки и Широкино». Речь идет об украинских городах, которые пророссийские боевики активно бомбили в последние несколько дней, несмотря на объявленное перемирие.
Технически, проблем нет: Габреляновы не находятся под санкциями, и формально у американских новостников нет повода отказываться от покупки Babo. Происхождение приложения не имеет значения, в конце концов, многие интернет-технологии впервые применялись на порносайтах.
Тем не менее, в появлении на американском рынке приложения, разработанного Lifenews и российскими пропагандистами, есть что-то мерзкое. Габрелянов мог бы предложить свое приложение российским сайтам, если бы в последние годы они не находились в упадке из-за давления путинской пропаганды. То, что мне не нравится Babo и его молодой, симпатичный и харизматичный основатель, объясняется, пожалуй, моей верой в закон кармы. Или же природной брезгливостью.
Перевод НВ
Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.