Экономическое выживание Украины. На что и от кого можно рассчитывать
Потребности текущего и послевоенного восстановления Украины будут во многом похожи на потребности развивающихся стран
Украина нуждается в значительных средствах для обеспечения экономической устойчивости (ну или если говорить прямо — экономического выживания страны) и послевоенного восстановления. Если первая задача решается преимущественно за счет международной финансовой помощи в разных формах на межгосударственном уровне, то сравнительно быстрое и эффективное восстановление требует масштабного привлечения частного капитала. И этот вопрос сегодня активно дискутируется в Украине и на разного рода международных форумах по проблемам послевоенного украинского восстановления.
Как по мне, таким дискуссиям не хватает анализа современных трендов и особенностей развития инвестиционных процессов в мире. Это очень сложный и многоаспектный вопрос. Поэтому стоит остановиться на нескольких моментах, которые важно понять для формирования рациональных ожиданий по привлечению иностранных инвестиций в страну.
Итак, о каких тенденциях сегодня говорят международные организации и эксперты?
После значительного постковидного восстановления в 2021 году объем мировых прямых иностранных инвестиций упал на 2% в 2022 году — до $1,3 трлн. Это объясняется целым рядом кризисов, которые наложились друг на друга, а именно: российская агрессия против Украины, высокие цены на продовольствие и энергоносители, стремительный рост государственного долга в глобальных масштабах.
Топ-10 стран-экспортеров прямых иностранных инвестиций — это наша целевая аудитория
Интересно, что прямые иностранные инвестиции в развитых экономики упали на 37% — до $378 млрд. В то же время прямые иностранные инвестиции развивающихся стран выросли на 4%, хотя в целом ситуация с прямыми иностранными инвестициями в разных странах складывалась очень по-разному. Кстати, в 2022 году баланс притока-оттока прямых иностранных инвестиций в РФ составил минус $19 млрд, тогда как в 2021 году РФ имела положительное сальдо в объеме $39 млрд. Приток прямых иностранных инвестиций в Украину за это время уменьшился с $7 млрд до $1 млрд.
Таблица 1. Новые инвестиционные проекты: распределение по сферам.
| Сфера | Прирост, % |
| Инфраструктура | + 6% |
| Отрасли, которые базируются на глобальных цепочках создания стоимости | + 5% |
| Полупроводники | + 26% |
| Цифровая экономика | — 10% |
| Энергетика | — 1% |
Источник: UNCTAD. World Investment Report, 2023
Как видим, рост произошел в трех секторах, где происходили серьезные структурные изменения. Очевидно, что такие структурные изменения определяют динамику и особенности инвестиционных процессов. Поэтому при формировании ожиданий и политики привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину следует адекватно понимать направления и сферы международного инвестирования и конкурентов Украины в этих сферах за потенциальных инвесторов.
Таблица 2. Топ 10 стран-экспортеров капитала, 2022 год, $ млрд
| Страна | Зарубежные прямые иностранные инвестиции | Страна | Зарубежные прямые иностранные инвестиции |
| США | 373 | Австралия | 107 |
| Япония | 161 | Гонконг (Китай) | 104 |
| Китай | 147 | Канада | 79 |
| Германия | 143 | Южная Корея | 66 |
| Великобритания | 130 | Швеция | 62 |
Источник: UNCTAD. World Investment Report, 2023
Очевидно, что топ-10 стран-экспортеров прямых иностранных инвестиций (или лучше топ-20) — это наша целевая аудитория как источник прямых иностранных инвестиций при прочих равных условиях. При этом за деньги топ-десятки активно конкурируют все развитые и развивающиеся государства. Ну а это, по логике, должно непосредственно определять содержание украинской политики привлечения иностранных инвестиций. Как это реализовать на практике, требует отдельного обсуждения.
И еще раз о конкурентах. По моему мнению, потребности текущего и послевоенного восстановления Украины будут во многом похожи на потребности развивающихся стран в контексте реализации целей устойчивого развития. Речь, в частности, о том, что в течение 2021−2022 годов наибольший рост количества новых частных инвестиционных проектов зафиксирован в сфере инфраструктуры (+26%), обеспечения водой и очистки воды (+20%) и строительства объектов возобновляемой энергетики (+8%, все источники). Поэтому в названных секторах Украина во многом будет конкурировать за инвестиционные деньги именно с этой группой стран. Кстати, именно развивающиеся страны активно вводят разного рода фискальные и нефискальные стимулы для «перехвата» инвесторов.
Новые экономические реалии повлияли также на национальную инвестиционную политику. Приоритетом политики развивающихся стран было и остается привлечение инвестиций как ключевого элемента экономического восстановления и стратегий развития. В то же время, приоритетом развитых стран была и остается поддержка развития возобновляемой энергетики и углеродной нейтральности.
Следует отметить, что в 2022 году ряд развитых стран ввели специальные налоги для компаний, что повлияло на их инвестиционное поведение. Цель этих налогов — это, во-первых, обеспечение справедливого распределения доходов в экономике путем изъятия части доходов тех компаний, которые больше всего «заработали» во времена пандемии. И, во-вторых, мобилизовать необходимые средства для финансирования программ восстановления и выплаты субсидий потребителям энергетических услуг.
Важным элементом инвестиционной политики сегодня становятся так называемые целевые ограничения инвестиций из соображений безопасности и защиты стратегических интересов. Это явление не является чем-то принципиально новым, но в последнее время интенсивность этих процессов растет. При этом если традиционно эти соображения были «прерогативой» развитых стран, то в последнее время уже и некоторые развивающиеся страны начинают применять меры для защиты отдельных стратегических отраслей. И здесь мы возвращаемся к старой-новой дискуссии об определении стратегических сфер и отраслей экономики и государственной политики в отношении них.
Одним из инструментов обеспечения национальных стратегических интересов является так называемый инвестиционный скрининг, который сегодня осуществляют 37 стран. Первые механизмы такого скрининга начали возникать во второй половине 2000-х годов, и в дальнейшем росло как количество стран, которые ввели или такой скрининг, или совершенствовали действующие скрининговые режимы. По состоянию на сегодня можно спрогнозировать, что скрининговые режимы будут усиливаться в связи с введением санкций против РФ. Поэтому в этой сфере можно ожидать усиления международного сотрудничества.
До этого момента речь шла о контроле инвестиций, которые «заходят» в страну, из соображений защиты национальных безопасности и экономических интересов. В то же время, в 2023 году в США и ЕС активизировались дискуссии о создании так называемых «специальных обзоров инвестиций за рубежом» (outbound investment review mechanism). В частности, в США соответствующая процедура должна быть урегулирована специальным исполнительным приказом президента США. Пока трудно сказать, повлияют ли и как повлияют эти решения на прямые иностранные инвестиции в Украину.
Ну а вывод традиционно прост. За прямые иностранные инвестиции Украине надо активно бороться.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV