Что выбирают жители Каталонии вместо независимости
О чем свидетельствует опыт Каталонии в стремлении к независимости
Бывший президент Каталонии и депутат местного парламента Карлес Пучдемон, известный прежде всего своей громкой попыткой провозгласить независимость мятежного региона от Испании, ненадолго появился перед своими сторонниками на митинге в Барселоне, чтобы вскоре снова сбежать в Бельгию — страну, в которой ему не грозит встреча с испанским правосудием, — пишет Виталий Портников для Радио Свобода.
Появление Карлеса Пучдемона на митинге было настоящим детективом, перетертым в пюре с маскарадом: переодевание, укрытие в толпе, смена машин, помощь местных полицейских.
Однако даже само появление Пучдемона продемонстрировало прощание с попытками провозгласить независимость: новый президент Каталонии, соратник испанского премьера Сальвадор Илья, является не менее горячим сторонником единства Испании, чем Пучдемон — независимости Каталонии.
Между тем сама история каталонской независимости — не трагикомедия, а настоящая трагедия, отсутствие шансов воплотить в жизнь идею суверенитета нации, о котором в Каталонии говорят десятилетиями. Казалось бы, что во времена правления Пучдемона такой шанс действительно был — и не только потому, что удалось провести нелегитимный референдум по выходу Каталонии из состава Испании, а потому, что сторонникам независимости удалось спровоцировать тогдашнюю испанскую власть на жесткую борьбу за целостность страны, на репрессии и запреты. А как нам известно, независимость рождается именно в противостоянии.
Независимость рождается именно в противостоянии
Но испанский избиратель проголосовал за левых политиков, готовых идти по пути компромиссов и амнистии, теперь даже оставить для богатой Каталонии все ее налоги.
«По итогам последних выборов видно, что цели сепаратистов в Каталонии разделяет меньшинство граждан. … А теперь партия Левых республиканцев Каталонии заключила пакт с социалистами, которые победили на выборах. И Испания пошла на дорогие уступки региону. Каталония будет взимать собственные налоги и распределять их. Возможно, больше налогов, чем взимались бы в независимом государстве Каталония, которое не входит в состав ЕС. На фоне этой перспективы попытка Пучдемона в очередной раз разжечь „эмоции 2017“ выглядит несколько нелепо», — отмечает корреспондент немецкого издания Süddeutsche Zeitung.
Для испанских консерваторов все это, конечно, откровенное издевательство и унижение страны. Да и история с налогами может вызвать немало вопросов в других регионах Испании. Но результат очевиден: именно поиск путей к диалогу, а не репрессии, помогли восстановлению взаимопонимания и создали условия для взаимопонимания между Мадридом и Барселоной. Каталонский избиратель теперь голосует не за тех, кто стремится к отделению, а за тех, кто борется за его налоги. А символ освободительной борьбы Карлес Пучдемон примеряет чужую шляпу.
Публикуется с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101. Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV