Новый украинский университет. Как изменится высшее образование после пандемии?

25 июня 2021, 12:32

Как именно будет выглядеть украинский университет будущего, то есть после окончания карантина?

Украинские университеты сейчас словно в режиме ожидания. Формально проходит полноценный учебный процесс: идут лекции и практические занятия, осуществляется семестровый контроль знаний, студенты защищают бакалаврские и магистерские работы, а выпускники получают дипломы. Но можно ли назвать полноценным обучение, когда большинство первокурсников так и не познакомились вживую со своими одногруппниками и куратором? Является ли эффективным обучение, в котором нет доступа в лабораторию с оборудованием? Полностью ли студенты и преподаватели используют технологии дистанционного обучения и не превратится ли обучение в «режим мессенджера»?

Реклама

Онлайн против оффлайн

Онлайн-обучение стало требованием новой реальности. Студенты слушают лекции в Zoom, преподаватели ищут способы эффективной подачи материала. С одной стороны, это улучшает самостоятельное усвоение материала. Например, почти половина американских студентов отмечает, что цифровое обучение помогает им лучше выполнять домашнее задание. В Украине сейчас около 90% преподавателей и студентов довольны онлайн-форматом. Притом что около половины преподавателей не использовали ремоут-технологии до пандемии.

С другой стороны, дистанционный формат усиливает ощущение социальной изоляции. Общение вживую важно как для учащихся, так и для образовательного сообщества. Обучение и научные исследования — это всегда коммуникация команды, брейнсторм для генерации новых идей, образовательные конференции для нетворкинга и пр. Поэтому с ослаблением карантина оффлайн-мероприятия частично начнут восстанавливаться, но мы получим гибридный формат образования с большим количеством онлайн-обучения, чем до пандемии.

Мы получим гибридный формат образования с большим количеством онлайн-обучения

Технологическая революция в образовании

В реалиях современности технологии позволяют получить не только школьное, но и высшее техническое образование полностью удаленно. Представим, что вы учитесь на инженера электрических систем и вам предстоит выполнить лабораторную работу. В этом случае университет присылает вам учебный набор, включая расходные материалы, инструменты и инструкции. Вы подключаетесь к виртуальному классу и делаете все, что необходимо выполнить в оснащенной лаборатории, только у себя дома.

Звучит как завтрашний день? А на самом деле — это уже реальность для ведущих западноевропейских и североамериканских университетов. Более того, украинские IT-компании также были вынуждены перевести свои обучающие тренинги в онлайн, они организуют процесс обучения подобным образом. Особенно там, где необходимо использовать оборудование, например, программирование под встроенные системы.

Итак, как будет выглядеть украинский университет будущего, то есть после окончания карантина?

Университет, в новых постпандемичных реалиях — это заведение, в котором:

— учебные курсы — оцифрованные как существующие, так и вновь. Это позволит университетам быть гибкими, не зависеть от карантинных ограничений и способствовать демократизации знаний благодаря свободному доступу к курсам широкой аудитории;

— современный, качественный и привлекательный учебный контент. В этом аспекте важно сотрудничество с платформами для онлайн-обучения по типу Prometheus, Coursera, edX. Например, создание совместных курсов с индустрией и их размещение на платформах;

— существует и используется полноценная LMS (Learning management system). Это система управления дистанционным обучением, что позволяет соискателю образования эффективно проходить учебные курсы, сдавать экзамены, общаться с преподавателем полностью онлайн;

— эмоциональный интеллект, эмпатия и ассертивности становятся нормой в коммуникации преподавателей со студентами, а сама роль преподавателя все больше трансформируется в менторство;

— трансформация происходит также и со студентом, который все больше получает инструменты для построения собственной траектории обучения: от курсов по выбору к полноценному внедрению дуального образования с участием бизнеса (работодателей).

Зачастую кризис, кроме сложностей и стагнации, становится стимулом для трансформации и инновационных решений, способствующих развитию. Пандемия и вызванный ею кризис очень серьезно отразились на учебе. Те учебные заведения и преподаватели, которые были готовы к внедрению онлайн-обучения, только выиграли от интеграции технологий в образование. В будущем это скажется на рынке абитуриентов, борьба за которых становится все более конкурентной и важной для развития университетов.

Выиграли также и представители бизнеса, которые в это непростое время поддерживали высшее образование — помогая создавать онлайн-курсы, разрабатывать программное обеспечение для онлайн-обучения и повышать квалификацию преподавателей. Индустрия выиграла, потому что независимо от формы обучения качественно подготовленные начинающие специалисты на рынке труда являются важной составляющая развития бизнеса.

Но следует иметь в виду, что «образовательная игра» продолжается всегда и, используя спортивную терминологию, украинскому высшему образованию предстоит сделать еще очень много, чтобы счет на табло был не в пользу пандемии и кризиса, а в пользу развития и инноваций.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости