О российском цезарепапизме, Бегемоте и Левиафане

28 января 2015, 09:04
1715
Вместо того чтобы выдумывать смыслы, которых в фильме Звягинцева нет, я сделаю два простых наброска из жизни

Относительно недавно ставший широко известным в Украине большой специалист по сакральной географии, геополитике и подобным строгим научным дисциплинам профессор МГУ Александр Гельевич Дугин утверждает, что основная движущая сила человеческой истории – это конфликт между цивилизациями суши и моря.

Обладающий богатым воображением профессор представляет противоборствующие стороны с помощью образов Бегемота и Левиафана, хтонических чудовищ из Книги Иова. Евразийская цивилизация суши, высшую православную духовность которой не устает воспевать этот бородатый кремлевский фашист, отождествляется им с Бегемотом.

В своей нашумевшей еще до премьеры кинокартине Андрей Звягинцев использовал для обозначения своеобразной российской симфонии властей образ морского, а не сухопутного исполина. Конечно, российский режиссер имел в виду заодно и аллюзию на Томаса Гоббса, но она, на мой взгляд, базируется на неверной интерпретации идейного наследия теоретика английского общественного договора.

Впрочем, я совершенно не готов писать еще один отзыв на фильм, и так, наверное, установивший (по совершенно непонятной мне причине) абсолютный рекорд по количеству любительских рецензий в блогах и социальных сетях. Вместо того чтобы выдумывать смыслы, которых в ленте нет, я сделаю два простых наброска из жизни. К тому же, возможно, из-за многословного профессора МГУ, российский цезарепапизм ассоциируется у меня скорее с Бегемотом.

Парой лет позже эта молодежная тусовка составила ядро одной из карликовых неонацистских в собственном смысле группировок

Я вырос в ближнем замкадье славного города Москва в те интересные и насыщенные годы, когда модель российской власти еще только складывалась. Солнце тогда светило ярче, водка была вкуснее, а жизнь казалась увлекательной и насыщенной. Был я в пору юности мятежной православным. Нормальным таким, не чета нынешним теоретическим ортодоксам – и в святоотеческой литературе разбирался, и посты держал, и литургию знал чуть ли не наизусть.

Был я прихожанином храма в центре города. До революции там был монастырь, с длинной и славной историей, и возрожденному приходу государство постепенно возвращало окружающие храм здания, которые больше полувека занимали какие-то второстепенные структуры госбезопасности. Батюшка отличался строгостью, что мне весьма тогда импонировало, и хозяйственностью, а также активно привлекал молодежь. Со временем он даже открыл в исторических декорациях каменных палат, покинутых чекистами, православную гимназию.

Тусующиеся при церкви подростки после литургии и воскресной школы отправлялись в столичную подземку заниматься апологетикой, утверждать, так сказать, торжество православия в максимально доходчивой форме. Проще говоря, отлавливать в переходах между станциями многочисленных тогда проповедников Общества сознания Кришны, Белого братства или разнообразных харизматических церквей. Агитационную литературу у незадачливых неортодоксальных агитаторов «конфисковывали» и потом уничтожали, да и самих могли помять, если милиции рядом не было.

Парой лет позже эта молодежная тусовка составила ядро одной из карликовых неонацистских в собственном смысле группировок. Не то, чтобы эта эволюция была неизбежна, но определенная внутренняя логика в ней была.

Соблазнительно было бы предположить, что определенную роль в ней сыграл сохранившийся в недавно переданных церкви помещениях кагэбистский дух, хотя, пожалуй, это было бы дешевым мистицизмом.

А ближайший к моему дому храм находился в подмосковном городе Реутов. Вернее, в первые постсоветские годы его еще не было. В бок от железнодорожной станции начинался частный сектор, покосившиеся домики за серыми дощатыми заборами. По весне цветущие в садах фруктовые деревья скрывали их бытовую убогость. Церковь решил там построить в конце 1990-х годов реутовский мэр. Тех упрямых частников, которые не хотели бросать свои халупы, просто пожгли.

Храм получился красивый, в таком, русско-византийском стиле. Думаю, Александру Гельевичу бы понравился, да и Бегемот, я полагаю, остался доволен.

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Travel

Вчера, 21:25

img
Блеск и нищета. Чем может удивить Индия
Страны

Сегодня, 20:09

img
Облили керосином и сожгли. Кто такая 19-летняя Нусрат Джахан Рафи, которую убили в Бангладаше из-за жалобы на харассмент
Культура

Сегодня, 14:40

img
Объявлена программа Каннского кинофестиваля 2019