(Anti)SLAPP-дилемма. Какой удар был нанесен по свободе слова

13 ноября, 12:06

Прошедшая неделя войдет в историю как еще один пример поразительной дихотомии украинской власти

С одной стороны, мы имеем четкий курс на евроинтеграцию и выполнение требований Брюсселя, а с другой — демонстративное равнодушие к одной из краеугольных европейских ценностей: свободе высказывания.

Реклама

4 ноября Европейская комиссия издала Отчет по Украине, где четко отметила проблемы SLAPP-исков и угрозу, которую представляют некоторые законодательные инициативы. Отчет прямо предупреждает цитируем на языке оригинала: «a draft law was introduced in Parliament amending the Civil Code with the aim to better regulate a number of fundamental rights. However, certain provisions risk restricting the space of freedom of expression as well as potentially leading to a surge in SLAPP cases and need to be reconsidered» (В парламент был внесен законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс с целью лучшего регулирования ряда основных прав. Однако некоторые положения рискуют ограничить пространство для свободы слова, а также потенциально привести к всплеску случаев SLAPP, и их необходимо пересмотреть (страница 43 Отчета)).

Но эти предостережения в Отчете не остановили официальный Киев. Уже на следующий день, знаменитый законопроект № 14057 был принят за основу. Это произошло примерно в то же время, когда иностранный спикер, выступая на V Ежегодной конференции «Обличители коррупции в Украине: успехи и вызовы», предупреждала, насколько SLAPP-иски опасны не только для свободы слова, но и для главных источников разоблачения коррупции (таких как обличители).

Эти предостережения в отчете не остановили официальный Киев

Конечно, как было заявлено депутатами, соответствующие угрозы будут устранены путем изменений в редакцию, подготовленную ко второму чтению. Однако остается вопрос: почему такие нормы вообще появились в проекте? Почему Председатель Верховной Рады и другие инициаторы просто не отозвали законопроект? Было бы логично полностью его переделать — отозвать, провести диалог с медиа-сообществом и устранить все противоречивые нормы, а затем зарегистрировать новый проект. Ведь законопроект № 14057 уже несколько месяцев обсуждают как одну из самых больших угроз для свободы медиа, журналистов и в целом свободы слова в Украине.

Тем более, учитывая, что речь идет не о принятии обычного закона, а о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины — фундамент частного права страны. Даже если предположить, что законопроект получил положительные выводы Главного комитета и Научно-экспертного управления, такие серьезные изменения, касающиеся подавляющего большинства граждан и соответственно требуют исключительно внимательного отношения.

Выбор двигаться вперед с зафиксированными дефектами (голосование «за основу») вместо назад для качественной переработки (отзыв) свидетельствует о приоритете политической скорости над публичным консенсусом.

Не менее интересным представляется вопрос, а почему, собственно, среди перечня комитетов, указанных в карточке законопроекта, нет именно Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова, если законопроект может непосредственно повлиять на свободу высказывания?

Объяснение, что среди комитетов, который охватывает информационную сферу, есть Комитет Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики, не представляется убедительным. Ведь именно Комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова является центральным с точки зрения гарантий права на свободу высказывания. Дополнительно, именно при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова еще 25 июня была создана рабочая группа по наработке гарантий для защиты от SLAPP-исков. Следовательно, логично, что этот Комитет должен был бы быть привлечен к разработке законопроекта № 14057 еще на этапе его разработки и до момента его регистрации.

Конечно, можно сказать, что депутаты из Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова могут и сейчас присоединиться к исправлению угроз (собственно, эта работа уже идет), ведь эта возможность подтверждена юридически: проект № 14057 приняли «за основу с доработкой» (согласно ст. 116 Регламента). Это обязывает инициаторов исправить все риски ко второму чтению.

Но именно здесь возникает ключевой вопрос: серьезно ли власть относится к этим обещаниям?

Ведь среди инициаторов законопроекта — Председатель Верховной Рады и большинство депутатов руководящей фракции. Это прямо указывает: инициатива исходит от официального Киева.

Как мы можем верить в серьезность их отношения к свободе слова и стандартам ЕС, если, несмотря на отчет ЕС от 4 ноября, на следующий день происходит голосование? И, соответственно, действительно ли во втором чтении мы увидим, что все риски для свободы высказывания будут устранены?

Вызывает удивление и удвоение стандартов: с одной стороны, мы наблюдаем искреннее желание отдельных народных депутатов сделать все, чтобы украинские законы защищали журналистов от SLAPP-исков. А с другой — депутаты целого ряда комитетов абсолютно «Окей» с тем, что один закон может отвергнуть с точки зрения правовых гарантий защиту не только свободы высказывания, но и защиту обличителей и, соответственно, эффективный общественный контроль за действиями власти, что в свою очередь ослабит борьбу с коррупцией, которая, несмотря на определенный прогресс по оценке того же Отчета Европейской комиссии, требует дальнейшего усиления.

Собственно, роковая опасность законопроекта № 14057 заключается в том, что он затрагивает именно те нормы, которые чаще всего используются для маскировки SLAPP-исков.

SLAPP-иски, по своей сути, подаются не для выигрыша, а для запугивания и финансового истощения критиков, которые высказываются по вопросам общественного интереса. Они маскируются под ряд исков о защите личных неимущественных и имущественных прав. В частности, как показывает практика, иски, направленные на подавление общественного участия, часто скрываются за такими статьями Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ):

Опровержение недостоверной информации (Статья 277 ГКУ).

Запрет распространения информации (Статья 278 ГКУ).

Право на уважение достоинства и чести (Статья 297 ГКУ).

Право на возмещение вреда (Статья 280 ГКУ).

А кроме того законопроектом № 14057 предусмотрены еще дополнительные положения, которые способны существенно усилить SLAPP-иски (иски против общественного участия), другими словами, создает дополнительные инструменты, которыми недобросовестные истцы могут воспользоваться для усиления давления журналистов и активистов и создают идеальные предпосылки для начала пандемии SLAPP-исков в Украине.

Детальный анализ положений законопроекта № 14057 относительно угроз свободе высказывания и медиа можно прочитать здесь.

Вместо заключения: Надежда на второе чтение

Наша цель минимум как гражданского общества — обеспечить, чтобы законопроект № 14057, который касается такой чувствительной сферы, был очищен от норм, которые могут усилить SLAPP-давление на журналистов и активистов. Мы искренне надеемся, что голоса экспертной среды, которая уже готовит профессиональные правки ко второму чтению, будут учтены.

Но даже этого будет недостаточно. Следующим шагом должно стать внедрение института Анти-SLAPP в правовую систему Украины путем имплементации Директивы (ЕС) 2024/1069 о защите лиц, участвующих в общественных обсуждениях, от явно необоснованных исков или неправомерных судебных производств («стратегические иски против общественного участия»). Выполнение этого домашнего задания является прямым и решающим шагом к тому, чтобы Европейский Союз признал: Украина соответствует его стандартам и требованиям в сфере защиты свободы высказывания. Это единственный путь, который подтвердит, что мы действительно движемся к европейским стандартам, а не имитируем их.

Показать ещё новости