О чем забыли в коалиционном соглашении

19 ноября 2014, 15:08
Украинская индустрия туризма - лаборатория перехода государства на стандарты ЕС

Все предложенные варианты коалиционного соглашения отмечены почерком не практиков, но юристов-популистов. Сырьевой придаток развитых экономик – вот удел, уготовленный стране. Транзит, продажа зерна и энергоресурсов. Ни слова о туризме.

Видео дня

Туристическая отрасль привлекает валюту, создает более миллиона рабочих мест, рынки для украинских товаров. Но юристы, писавшие коалиционное соглашение, естественно, об этом не знают, а специалистов привлекать им некогда. Могло бы стать подсказкой соглашение «Об ассоциации с ЕС» - в ее 16-й статье уделено много внимания использованию туриндустрии в развитии страны.

Задача туризма в "умных" странах – создавать потребительский рынок для продажи товаров собственного производства. Для этого украинскому туризму необходимо взаимодействие с реальным сектором экономики. При нормальной координации такого взаимодействия уже в 2015 году станет очевидно, что туризм – стратегическая отрасль для Украины. И относиться к ней нужно не как к бюджетопоглощающей, а как к бюджетообразующей. Стоит лишь задуматься, сколько потребляет 23-миллионный турпоток минеральной воды, мяса, молока, сигарет, алкоголя, а также использует постельного белья, униформы для персонала и прочего. И сколько из этого производит Украина?

Туристическая отрасль привлекает валюту, создает более миллиона рабочих мест, рынки для украинских товаров

Среднестатистический иностранный турист тратит в Украине около $150-200 в сутки, период пребывания в Украине, согласно данным Гостуризмкурорта, составляет 7,2 дней. Следовательно, 24 млн туристов (по тем же данным) генерируют потребительский рынок в более чем 495 млрд. гривен. Вот в этом и нужно искать выгоду для страны. Туристы ввозят валюты больше, чем составляет валютная выручка от угля и нефти. Но считать эти цифры сложнее, а еще сложнее "пилить" эту экономику, потому и интерес к туриндустрии заканчивается лишь выдачей лицензий туроператорам-выездникам. А дальше и вникать никому не хочется.

Поведение мировых брендов отелей, сетей и ТНК также чувствительно к туристическому потоку. Если страна популярна, интерес к ней растет в геометрической прогрессии: в ней видят перспективу «конечного потребителя», а не источник выкачки сырья. В Украине представлено на 45% меньше международных сетей, чем в среднестатистической европейской стране. Большинство работают только в Киеве в формате официального представительства.

Говоря экономическими категориями, туризм — это экспорт услуг, и как следствие - улучшение торгового баланса страны, вливание валюты.

Туризм в Украине - еще и элемент внутренней политики. Большинство жителей страны никогда не выезжали за пределы своей области, поэтому имеют минимальные представления о других регионах. Хотя существует немало мест, которые интересны именно внутреннему туристу - например, Черкащина с историей Шевченко или запорожское побережье Азова. Знание собственной страны - путь к патриотизму. Кроме того, внутренний туризм укрепляет единство Украины.

Одним из маркеров внутреннего туризма является культура передвижения авиатранспортом. Это не только европейский стандарт повседневности, но и индикатор уровня развития страны. Сегодня внутренние авиалинии Украины - самые слабые в Евразии, хотя страна входит в пятерку по размеру территории на континенте. Откуда же в таких условиях взяться внутреннему туризму? Если сравнить с Польшей, страной, которая по большинству параметров сопоставима с Украиной, то при объективно более благоприятных территориальных и демографических характеристиках, Украина отстает от Польши по показателям внутренних авиаперевозок примерно в 2,15-2,6 раз. Отсутствие спроса на авиаперелеты существенно влияет еще и на ценовую политику. В результате внутренние перелеты в Польше почти в два раза дешевле.

Туриндустрия Украины - инструмент внешней политики. Для успешного международного партнерства нужно вызывать к нашей стране интерес, а не жалость. Именно сейчас, в период пристального внимания к Украине, нужно провести "Дни Украины" в каждой европейской столице. Презентации, круглые столы, презентации национальной кухни, музыкальные программы, художественные выставки. Инструмент - посольства Украины в столицах ЕС, диаспоры, турбизнес, презентующий свои услуги.

Бюджетных денег на это понадобится минимум. Но орган, который должен все это координировать, ликвидирован: Украина - единственная страна в Европе, где нет туристической администрации.

Много стран, переживших конфликты, подобные украинскому - использовали туризм как инструмент коммуникации и донесения до мира своей сущности. Грузия не стала бы одной из самых открытых, низко коррумпированных и безопасных стран в мире, если бы не считала туристов носителями мнений о своей стране. Рост количества туристов в Грузии в послевоенный период составлял 35-40% в год, за счет чего им и удалось развернуть на 180 градусов мировое отношение к стране. Каждый турист возвращался из Грузии с изменившимся мнением и передавал его другим. Таких примеров много – Египет после революции, Япония после Фукусимы. В постоянных условиях войны успешно развивается туризм в Израиле.

Туриндустрия Украины - лаборатория перехода на стандарты ЕС.

Почему мы - не ЕС? Наши отрасли не готовы к саморегулированию и самоконтролю. Например, медицина и образование Украины лишь через годы смогут приблизиться к модели минимальной доли государства в своем управлении. А вот туриндустрия уже готова к саморегулированию.

Уже в этом году можно передать ассоциациям турбизнеса лицензирование туроператорской деятельности, категоризацию (присвоение звезд) отелей и здравниц, добровольную категоризацию ресторанов и других объектов туринфраструктуры, выдачу разрешений на турсопровождение (гиды, экскурсоводы). Именно туриндустрия должна стать пилотной площадкой имплементации стандартов ЕС в Украине.

Поэтому в коалиционное соглашение нужно включить Туристический кодекс, создание подкомитета ВРУ по вопросам туриндустрии и Национального агентства по курортам и туризму, увеличение количества стран, граждане которых могут въезжать в Украину без виз и срока безвизового нахождения на территории Украины до 360 дней в году (по примеру Грузии), а также законодательное определение свободных туристических зон.

География внутренних авиарейсов Украины
География внутренних авиарейсов Украины Фото:

География внутренних авиарейсов Польши
География внутренних авиарейсов Польши Фото:
Сравнение цен на внутренние авиарейсы Украины/Польши (грн)
Сравнение цен на внутренние авиарейсы Украины/Польши (грн) Фото:
Показать ещё новости
Радіо НВ
X