Новый Шелковый путь. Китай как шанс для Украины

19 января 2016, 16:13
Став транзитной страной для нового экономического пути из КНР в ЕС, мы можем получить все преференции для осуществления трансформации своей экономики

16 января 2016 года в Пекине состоялось открытие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). В выступлении во время церемонии открытия председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что создание AIIB позволит «улучшить возможности для инфраструктурного строительства в Азии и будет способствовать региональной экономической интеграции».

Видео дня

Попробуем разобраться, что это означает. Тем более, что данный вопрос может представлять важность для Украины в свете всевозможных препятствий, которые выстраивает Россия на пути транзита через ее территорию украинских грузов.

В начале этого года американский эксперт Фрэнсис Фукуяма написал, что еще в 2013 году Си Цзиньпин объявил массовую инициативу под названием «Один пояс, одна дорога», которая, по его мнению, должна трансформировать экономическую основу Евразии. Этот пояс будет состоять из железнодорожных линий из западного Китая (провинция Синьцзян) через Центральную Азию, а оттуда в Европу, Ближний Восток, Южную Азию. Замысел состоит в том, чтобы создать цепь из портов и сооружений для осуществления перевозок из Восточной Азии методом включения стран, находящихся на этом пути, в сухопутную международную торговлю из Китая, давая ему возможность двигать свои товары по суше, а не только по морю, как он в настоящее время делает.

Замечу, что среднее время транспортировки из Китая в Европу через Суэцкий канал, по которому проходит 97,6% грузов, составляет 35-45 дней, а средняя стоимость 20-футового контейнера всего - $2200, что значительно рентабельнее сухопутных перевозок. Однако Шелковый путь создается для Синьцзянского промышленного региона, который граничит на востоке с Средней Азией и до морских портов Китая ему далеко - 4000 км, а до Европы напрямую – немногим менее 6000 км. Поэтому и создается Шелковый путь как элемент промышленного развития внутренних районов Китая, вступивших на путь индустриализации позднее китайских прибрежных районов.

Китай будет продолжать экстенсивное развитие экономики

В опубликованном в этом году исследовании американской аналитической компании «Стратфор» речь идет о том, что Китай перестает быть экономикой высокого роста и низких зарплат. Рост Китая замедлился с более чем 10 % до 7%, а в последние годы возможно и ниже (мы же понимаем возможности влияния китайских властей на местную статистику). Поэтому Китай пытается нормализовать свою экономику после долгого периода быстрого роста, как это однажды, в свое время, сделали Япония, Тайвань и Южная Корея. Рост Китая в основном держался на высоком промышленном развитии прибрежных регионов и связях с европейскими и американскими потребителями. Но даже там не все было однозначно. По мнению Питера Марша, одного из ведущих промышленных обозревателей в мире, при том, что стоимость промышленного экспорта Китая огромна, многие из товаров этого экспорта, представляют собой сборные агрегаты, основная стоимость которых поступила из-за границы. «Добавленная стоимость» китайского производства часто составляет лишь небольшую часть в отпускной цене продукции. Например, по данным, которые он приводит в своей книге «Новая промышленная революция», в 2009 году из $179 заводской цены на каждый iPhone компании Apple лишь $6,5, или 3,6 %, приходилось на окончательную физическую сборку изделия, осуществленную в Китае. Оставшиеся $172,5 приходились на стоимость деталей, изготовленных не в Китае, а в других странах - в основном Японии, Южной Корее и Германии.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

При том, что в 2009 в Китае было собрано 11,2 млн. штук iPhone, добавленная стоимость по этой товарной позиции составила всего $72,8 млн. Стоимость ввезенных деталей (импорт Китая) для iPhone была на $48,7 млн выше, чем стоимость услуг по сбору iPhone. Подобные дисбалансы в торговле стали негативно сказываться на китайском промышленном развитии, когда европейские и американские компании начинают все чаще возвращать на родину промышленное производство. Большие проблемы в создании качественных промышленных товаров, а не только их производстве «по лекалам Запада», китайским компаниям еще только предстоит преодолеть.

Поэтому основной проблемой Китая в следующие десять лет будут социальные и экономические последствия этих перемен. По мнению «Стратфор», продолжится усиление авторитаризма в Пекине и усиление антикоррупционных кампаний, которые на самом деле представляют собой попытку централизации власти и показывают, как Китай будет выглядеть в следующие десять лет.

Подведу итоги и выскажу свое мнение по этому вопросу. Мне представляется, что:

1. Китай достиг пределов экономического роста, который определялся низкой базой развития (на тот момент, когда он начал осуществлять в 1980-х годах догоняющее развитие). Когда в начале 1990-х годов органическое развитие экономики, вызванное, прежде всего, частным сектором, начало иссякать, китайские лидеры перешли к экстенсивному росту - за счет строительства инфраструктуры и промышленного производства, рассчитанного, прежде всего, на внешний спрос. Однако и этот рост уже исчерпан, и Китай переходит к внешней инфраструктурной экспансии. Это опасный путь, так как инфраструктура напрямую не создает добавленную стоимость. А с созданием новых промышленных технологических продуктов, как мы видим, у Китая еще пока проблемы.

2. После того, как в странах Запада снизились цены на энергоносители и в Китае выросла средняя заплата, западные компании стали покидать материковый Китай, переводя сборочное производство частью в страны Юго-Восточной Азии, где ниже издержки, а частью домой - в США и Европу. А поскольку они по-прежнему являются лидерами в технологиях, особенно в разработке новых промышленных товаров, о чем говорит пример с компанией Apple, который я привел выше, то Китай столкнулся с проблемами технологического развития. Характерен пример с Японией, которая примерно на 35 лет раньше Китая начала свое промышленное развитие, но несмотря на это, кроме немногих экспортно-ориентированных промышленных компаний, по-прежнему отстает, в целом, по производительности от западных компаний (по крайней мере, так утверждает Майкл Портер).

3. Китай будет продолжать, за неимением других реальных возможностей, экстенсивное развитие экономики. И будет по-прежнему осуществлять инфраструктурные проекты, один из них - Шелковый путь, благо, у КНР накоплены огромные валютные резервы. Однако промышленная парадигма переменилась. Запад, в целом, переходит к более совершенной экономике, к низкозатратной, основанной на дешевой энергии, автоматизации и роботизации, экономящей труд человека, и аддитивном производстве, которому не нужны крупные инфраструктурные проекты в транспорте, так как производство будет уже в скором времени, в основном, локализировано.

4. Украина, и я писал об этом еще осенью 2014 года, должна воспользоваться этим международным шансом для развития своей экономики и осуществления в ней структурных реформ (да и для диверсификации направлений поставок грузов – тоже). Становясь транзитной страной нового экономического Шелкового пути из Китая в ЕС, она может получить все преференции для осуществления трансформации своей экономики в смысле изменений, происходящих в мировом промышленном развитии в начале XXI века. Это та счастливая возможность для развития страны, которую следовало бы выдумать, если бы она сама не катилась нам в руки. Было бы исключительно большой глупостью этим не воспользоваться.

Показать ещё новости
Радіо NV
X