Когда Вуди Аллен валяет дурака

18 октября 2014, 10:24
871
В прокат выходит новый фильм Вуди Аллена "Магия лунного света". Великий режиссер валяет дурака, рассказывая о любви иллюзиониста и шарлатанки-спиритистки

Пару лет назад в Канне, после короткого разговора с Вуди Алленом, я сунул ему небольшую открытку для автографа. Приятель попросил. В ход пошла первая попавшаяся карточка, оказавшаяся на тот момент в сумке. Аллен взял ее, покрутил в руках и удивился, обнаружив на обратной стороне постер фильма "Поцелуй женщины-паука" Гектора Бабенко. Потом черкнул маркером свой автограф на чистой стороне, протянул мне и сказал: “Кстати, мне никогда не нравился этот фильм. А вам?” Не помню, что я тогда от неожиданности пробормотал ему в ответ. Помню только сильную неловкость.

Аллен практически не говорит о том, что ему не нравится. Что мы вообще знаем об Аллене, кроме того, что он позволяет нам о себе знать? Что он не любит летать и солнечную погоду? Что родился в Бруклине, но стал известен как убежденный поклонник другого нью-йоркского района — Манхэттена, которому посвятил свой лучший одноименный фильм? Что в большого автора он вырос из стендап-комика, веселя еще в 1950‑х манхэттенских интеллектуалов cкетчами собственного сочинения в клубе Bitter End? Что, кроме Нью-Йорка, у Аллена есть другой любимый герой — сам Аллен? Что он редко снимался у других и редко снимал не себя. Хотя в последние годы доверяет играть себя другим. Например, Оуэну Уилсону в "Полночи в Париже".

В остальном же Вуди Аллен — редкий пример полной гармонии между автором и лирическим героем, гармонии, переходящей в диалектическое единство.

Аллен, конечно, в сотый раз повторяется, но умудряется при этом не надоесть

Маленький сутулый еврей, очкарик и умник, одержимый не столько сексом, сколько издержками смешного слова либидо, Аллен сумел сделать карьеру на собственных неврозах, превращая их в захватывающий аттракцион. Он раз и навсегда деформировал жанр романтической комедии, добавив к ней слово интеллектуальная.

Кроме кино, Аллен по‑прежнему пишет скетчи и в свое удовольствие играет джаз по понедельникам в баре нью-йоркского отеля Карлайл. В 1978‑м, когда Американская киноакадемия наградила его двумя Оскарами за "Энни Холл", он даже не явился на церемонию, предпочтя оскаровскому золоту свой потертый кларнет. Ситуация повторялась еще дважды — в 1987‑м и 2012‑м.

Известно, на кого и на что ориентировался Аллен: от Бергмана, которому он посвятил свою по‑настоящему первую, вдохновленную "Шепотами и криками" драму "Интерьеры" (1977), до Билли Уайлдера и Жана Ренуара. У Уайлдера Аллен набрался этих едких, гуманно-мизантропических интонаций. У" Правил игры" (1939) Ренуара позаимствовал прихотливую тональность своих человеческих трагикомедий, научился обходиться без драматургии, делая кино из переплетений отзвуков, намеков, соответствий, превращая сюжет в карусель различных тем, где реальность и нравственная идея перекликаются, не нарушая смысла и ритма, тональности и мелодии.

"Магия лунного света" выросла как раз из этого ренуаровского шедевра, хотя ее никак не назовешь даже вольным ремейком "Правил игры". Общее здесь только место действия — Европа — и какая‑то лирически-мизантропическая интонация. За нее в фильме отвечает известный английский фокусник-разоблачитель (Колин Ферт), которого близкий друг просит поехать на юг Франции, чтобы вывести на чистую воду некую молодую особу (Эмма Стоун). Та на правах семейного экстрасенса живет в особняке американской семьи на Лазурном берегу, мороча им головы.

Вуди Аллен, скрестивший в прошлогодней "Жасмин" Бергмана с Теннеси Уильямсом, теперь играет в Агату Кристи с оглядкой на "Великого Гэтсби". Не изменяя при этом самому себе. Слишком уж он умен, чтобы встраиваться в традицию великих писателей прошлого. "Магия" — самый веселый, беззаботный и лучезарный фильм из всех, которые когда‑либо снимал режиссер. Самого Аллена, в силу возрастных причин, в кадре заменяет англичанин Ферт. Но, в отличие от, скажем, Оуэна Уилсона, буквально проживавшего Вуди Аллена на экране, игра британца лишь слегка подернута фирменной алленовской манерой нью-йоркского невротика.

"Магия лунного света" — это, если угодно, ни к чему не обязывающее романтическое дуракаваляние, щедро залитая южно-французским солнцем и едким скепсисом детективная комедия, задающаяся традиционными для Вуди Аллена вопросами на темы бренности бытия и жизни как бессмысленного хаоса. Аллен, конечно, в сотый раз повторяется, но при этом умудряется не надоесть.

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Страны

Вчера, 08:49

img
Обожженный шедевр. Какие ценности сгорели в соборе Парижской Богоматери и что удалось спасти - инфографика
img
С персональным лифтом и звездными соседями. Самые дорогие квартиры Киева, Харькова, Одессы, Львова и Днепра
События

Вчера, 23:47

img
Давайте после выборов. Самые интересные материалы недели от главреда NV.ua