Несгибаемые неандертальцы и месть матушки Земли

5 ноября 2018, 10:03
Цей матеріал також доступний українською

В Западной Антарктиде вновь откололся гигантский айсберг

На этой неделе мы получили подарок к Хэллоуину от древних обитателей Перу, узнали много нового о неандертальцах и ужаснулись новому пророчеству относительно климата Земли.

1Ужасные статуи

В перуанском городе Чан-Чан, который в доколумбовской Америке был центром культуры чиму (с 1250 по 1470 годы), находится древняя цитадель, очень интересующая археологов.

На этой недели ученые, работавшие в подземном проходе, ведущем в цитадель, обнаружили 19 деревянных идолов с глиняными масками.

Идолы, которым более 750 лет, отлично сохранились в нишах вдоль 30-метрового коридора. Высота идолов — в среднем около 70 см. Благодаря маскам из бежевой глины, каждый из них имеет собственное лицо (и даже, как говорят ученые, характер). У каждого идола на спине - щит.

Возможно, это были своего рода обереги, считают ученые.

2После нас — апокалипсис

Согласно новому отчету Всемирного фонда дикой природы, за последние 40 лет количество животных в мире сократилось на 60%.

Но больше всего ужасает даже не сама цифра, а тот факт, что наше поколение - первое, которое узнало об этом, и последнее, которое может что-то изменить.

Эксперты прогнозируют, что территории на Земле, свободные от влияния человека, сократятся от четверти общей площади планеты до десятой ее части уже в 2050 году. Главными проблемами являются уничтожение локальных видов животных, охота, загрязнение, болезни и климатические изменения.

Это — ужасающий прогноз, к которому обязательно должны прислушаться политики (да-да, звучит как шутка), большой бизнес и т.д.

3Природа не прощает

И словно в продолжение предыдущей новости - от передней части ледника Пайн-Айленд в Западной Антарктике откололся огромный айсберг.

Его площадь составляет 300 кв км. Для сравнения, площадь Запорожья составляет 278 кв км, а Харькова — 350.

И дело не только в том, что от ледников откалываются такие гигантские айсберги, в конце концов, такое случалось и раньше. Дело в том, с какой частотой это происходит.

В 2000-х годах события такого масштаба происходили примерно каждые пять лет, заявляют исследователи. Но с 2013 года было уже четыре таких события, в том числе в прошлом году.

Поток айсбергов растет, а сам ледник катастрофически уменьшается. Спутниковые снимки показывают, что передняя часть ледника медленно сползала в океан на протяжении десятилетий, прежде чем начать резко разрушаться в последние годы. За счет этого ледник Пайн-Айленд стал самым быстро тающим ледником на Земле.

И это — только начало пугающих процессов, которые происходят в Антарктике.

4Дышите — не дышите

Международная команда исследователей реконструировала грудную клетку неандертальца, найденного в Израиле в 1983 году. Выяснилось, что древний родственник человека ходил и дышал совсем не так, как принято считать.

Исследователи детально рассмотрели грудную клетку, позвоночник и полости для сердца и легких, что позволило сделать выводы о дыхании и осанке неандертальцев. Выяснилось, что позвоночник был буквально утоплен в грудную клетку, не было поясничного изгиба, а ребра внизу расширялись.

Полученные данные показывают, что неандертальцы не ходили сгорбившись, и дышали глубже, чем современный человек.

В последнее время мы все чаще узнаем о неандертальцах нечто, не укладывающееся в общепринятые представления.

Достаточно вспомнить недавнюю новость о гибриде денисовского человека и неандертальца.

Или о том, что причиной вымирания неандертальцев было вовсе не похолодание.

Стань автором