Монстр Цукерберга: Facebook искажает реальный мир

23 февраля 2017, 21:30
Вместо создания более крепких отношений, Facebook развил страхи и разные формы зависимости, которые изучают в научных институтах

Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com

Манифест основателя Facebook Марка Цукерберга, написанный в ответ на обвинения сети во влиянии на избирательную кампанию в США – это страшный деспотичный документ. Он показывает, как Facebook превращается в некое экстерриториальное государство с маленьким неизбранным правительством, использующим алгоритмы из частных рук для социальных интриг. Хотя, по словам самого Цукерберга, пять лет назад сеть запустили для того, чтобы «дать людям больше возможностей общаться и сохранять отношения».

Реклама

В 2012 году Цукерберг обратился к будущим инвесторам Facebook с письмом, которое приложили к рекламным материалам компании. Вот как он описал цель компании:

«Люди, которые больше шерят – даже только для своих друзей или родных – создают более открытую культуру и помогают лучше понимать жизнь и восприятие других. Мы считаем, что это создает большее количество крепких отношений между людьми и помогает принять больше разных точек зрения. Помогая создавать эти связи, мы надеемся изменить способ, которым распространяется и потребляется информация. Мы считаем, что информационная инфраструктура мира должна быть похожа на профиль в соцсети – когда сеть построена на равных или снизу-вверх, но не монолитная, иерархичная, как существовавшая до сегодняшнего дня. Кроме того, мы верим, что, личный выбор людей того, чем делиться – это основной принцип изменений.

Независимо от того, на чем основывались эти идеи, по большей части, они провалили проверку временем. Вместо создания более крепких отношений, Facebook развил страхи и разные формы зависимости, изучаемые в научных институтах от Португалии до Австралии. Некоторые исследования определили, что из-за Facebook люди реже удовлетворены жизнью.

Датский эксперимент в 2015 году, когда половина участников не использовали соцсеть в течение недели, а остальные продолжали заходить в Facebook, показал, что люди в сети на 55% сильнее подвержены стрессу. Одна из причин – зависть. Как показали исследователи, пользователи чувствуют себя комфортнее, только если продолжают важное для них взаимодействие, допустим, переписка с близкими им людьми.

В недавнем манифесте Цукерберг приводит в пример группы родителей, в качестве показателя правильного направления компании. Но недавние исследования показывают, что некоторые молодые мамы используют Facebook в качестве способа подтверждения для самих себя того, что они хорошие родители, а если его не получают – могут впадать в депрессию.

Что касается «изменения» информационной инфраструктуры, соцсеть помогла загнать людей в идеологические ячейки и кормит их контентом, усиливающим и подтверждающим их предвзятость. Эти ячейки Facebook активно создавал, настраивая главный алгоритм – тот, что формирует новостную ленту. Алгоритм определяет очередность сообщений, которые видит пользователь, во многом основываясь на том, как часто пользователь взаимодействовал с автором поста, количестве «лайков» и комментариев, которые собрал пост. Другими словами, он привлекает внимание к лучшим постам тех, кто вам интересен – во время избирательной кампании это создает информационную изоляцию, более того – распространяет эмоциональные, а не рациональные аргументы.

Цукерберг хвастается в своем заявлении: «Во время недавней кампании по всему миру – от Индии до Индонезии, по всей Европе и США – мы увидели, что кандидаты с самой большой и активной аудиторией в Facebook обычно выигрывают». У страницы премьер-министра Нидерландов Марка Рютте 17 527 лайков, тогда как у пламенного националиста Герта Вилдерса 174 188. Во Франции у рационалиста Эммануэля Макрона 165 850 лайков, тогда как у крайне правой Марин Ле Пен – 1,2 миллиона. Вряд ли либерал Цукерберг станет гордиться тем, что помог им, но именно алгоритм формирования ленты пользователей создал мощный инструмент популистов.

Цукерберг не хочет исправлять свою ошибку и прекращать издеваться над людьми в соцсети. Вместо этого, в новом манифесте он говорит о Facebook как о стране или наднациональном союзе, а не как о технологии коммуникации. Цукерберг описывает, как Facebook разделяет группы на значимые и, видимо, бессмысленные. Вместо того, чтобы поддерживать коммуникацию людей, уже являющихся частью групп социальной поддержки в оффлайне, он хочет вынести отношения из Facebook в реальный мир: очевидно, это еще более эффективный способ держать соперников в разных углах.

Исполнительный директор Facebook заявляет, что его команда работает над искусственным интеллектом, который будет отмечать посты с оскорбительной информацией: насилием, языком вражды, и отправлять их на проверку людям. Если предыдущий опыт хоть что-то значит, то перегруженные люди будут чаще всего подтверждать решение машины, которая по признанию самого Цукерберга, все еще далека от совершенства.

«Где ваш предел обнажения? Сцен насилия? Матов? Ваше решение станет вашими личными настройками. Мы будем периодически спрашивать вас об этом, чтобы вы принимали в этих вопросах больше участия и вам не придется рыться везде, чтобы их найти. Для тех, кто не примет собственное решение, настройкой по умолчанию станет выбор большинства в вашем регионе, как на референдуме. Но вы, конечно, всегда сможете обновить настройки».

В реальной жизни большинство людей окажутся слишком ленивыми, чтобы играться с настройками и примут стандарт «большинства». Это уменьшит их шансы увидеть что-то, что может вывести их из зоны комфорта. Те, кто используют фильтр, не лучше: они не будут иметь ни малейшего представления о том, что отфильтровал алгоритм Facebook.

Цукерберг считает Facebook международным сообществом, которому нужна охрана порядка, управление, подталкивание к лучшим социальным практикам. Он хочет позволить немного демократии и «референдумы», но последнее слово о том, что хотят видеть люди на основании их поведения в соцсети, принадлежит компании. В конце концов, этот вид социотехники влияет на настроение и поведение. Это может поддержать коммерческое взаимодействие или дать хорошие идеи, но еще может вылиться в реальный мир более удручающим способом.

Глупо ждать скромности в Кремниевой Долине. Но Цукерберг должен понять, что в попытках изменить то, как люди используют Facebook, он может создать монстра. Другие сервисы его компании – Messenger и WhatsApp – позволяют пользователям общаться без какого-либо вторжения, и эта простая функция стала источником самых спорных примеров в манифесте Цукерберга. «В Кении вся деревня в группе WhatsApp, в том числе и их председатели», – пишет глава Facebook. Ну отлично, одноклассники моих детей тоже.

Люди благодарны за инструмент, позволяющий им работать, учиться, делать разные вещи вместе – но они неожиданными способами отвечают на заботу. Один из них – виртуальное самоубийство. Этого тренда нет в отчетах Facebook, но он должен быть, потому что немало «активных пользователей», о которых пишет компания, просто боты. Стоит написать в строке поиска Google «как уйти» и фраза «как уйти из Facebook» будет первым предложением.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.

Показать ещё новости