Мировые налоговые тренды? Не, не слышали...

27 сентября 2016, 18:39
1810
Цей матеріал також доступний українською
Безответственная налоговая политика, популизм и некомпетентность могут привести к экономическому фиаско Украины

Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликованным недавно по результатам проведения ежегодного опроса стран-членов этой организации, глобальный рост экономики в 2015 году составил около 3%. Это – самый низкий показатель за последние пять лет. Низкие темпы роста в значительной степени связаны с нестабильностью финансовых рынков, падением цен та сырьевые товары и, как результат, замедление роста мировой торговли. Аналогичная тенденция сохраняется и в 2016 году.

Именно низкие темпы роста экономики предопределили будущие налоговые тренды, - ключевым вопросом по-прежнему осталась фискальная консолидация после кризиса. Исследования показывают, что в 2015 году сохранилась тенденция снижения прямых налогов (подоходный налог, налог на прибыль) с последующим увеличением налогов на потребление, правда на этот раз с акцентом на акцизы и экологические налоги.

Снижение налогового бремени имело место в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Испании, чаще для налогоплательщиков с низким уровнем доходов и семей с детьми, путем снижения ставок подоходного налога или увеличения налоговых льгот. Налог на прибыль был снижен в пяти странах, среди которых Норвегия, Япония, Испания. Еще четыре объявили о таком снижении в последующих годах. Некоторые страны увеличили налогообложение дивидендов, возможно, с целью снова обратить внимание на неравенство и дифференцированный режим налогообложения доходов на труд и доходов на капитал. В ряде стран была расширена база налогообложения налогом на прибыль, приняты специальные законы в качестве противодействия размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции.

Как известно, повышение налогов на потребление было ключевым подходом во многих странах после кризиса с целью консолидации государственных финансов. Именно повышение ставки НДС обеспечивало немедленное повышение государственных доходов. Начиная с 2008 года стандартные ставки НДС были повышены в 21 стране ОЭСР, в настоящее время в 10 странах ставка НДС превышает 22%. И только Исландия является единственной страной, где стандартная ставка НДС уменьшилась, начиная с 2008 года. Правда, уменьшилась она с 25,5% до 24%, а вот пониженная ставка НДС увеличилась с января 2015 года с 7% до 11%. И вот наконец-то эта тенденция налоговой политики подходит к концу, рост ставок НДС в 2015 году остановился.

Поддержка малого бизнеса должна заключаться не в существующих налоговых преференциях, а в устранении административных барьеров

Удивительно, украинская налоговая политика за последние годы никак не вписывается в эти мировые тренды, – налоги снижаются, оптимизация бюджетных расходов осуществляется с трудом и едва заметными результатами, не можем мы похвастаться и успешными структурными реформами. И при этом дискуссии вокруг дальнейшего снижения налогового бремени не умолкают. Безответственная налоговая политика, популизм и некомпетентность могут привести к экономическому фиаско Украины.

Я буду непопулярной, если скажу, что первоочередной задачей правительства является пересмотр существующих налоговых льгот и преференций, адресные налоговые льготы должны предоставляться исключительно для доходов, связанных с инновационной деятельностью (R&D). Поддержка малого бизнеса должна заключаться не в существующих налоговых преференциях, а в устранении административных барьеров, расширении государственных образовательных программ, а также предоставлении доступных инструментов финансирования. Государственная фискальная служба должна стать не сервисной службой, бесплатно раздающей непрофессиональные консультации, а авторитетным органом с профессиональными сотрудниками и автоматизированными процессами. Налоговые проверки должны осуществляться не по плану, а по результатам проведения риск анализа, а также посредством случайной выборки (random choice). И неважно, какие ставки налогов, важно – чтобы их платили все, а не 1% всех зарегистрированных в Украине компаний. Возмещение НДС должно проходить не в автоматическом режиме, а благодаря автоматическим программам, которые исключают человеческий фактор.

И наконец, it takes two to tango! Не только правительство должно что-то предлагать, а депутаты – критиковать. Хорошо, чтобы депутаты взяли на себя часть ответственности за реформы, готовить которые они делегировали своему правительству.

Больше мнений здесь

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Политика

Сегодня, 12:33

img
Это победа! Как Рада принимала закон об украинском языке и что он изменит
Экономика

Вчера, 20:30

img
Предвыборные ожидания vs полномочия. Какие экономические обещания не сможет выполнить Зеленский
Политика

Сегодня, 13:28

img
Саакашвили как тест для Зеленского. 10 главных цитат Хатии Деканоидзе из интервью НВ