Кто сегодня работает в ущерб государству

6 мартa 2018, 17:13
Цей матеріал також доступний українською

За последнее время страна изменилась. И как это часто бывает: два шага вперед, один назад

На многочисленных встречах с международными партнерами и представителями СМИ меня часто спрашивают, где в последнее время происходит самая позитивная динамика реформ. И от каких групп реформаторов стоит ожидать положительных результатов. Проработав ровно 500 дней в правительстве, с уверенностью могу сказать, что один в поле не воин и ставку нужно делать на команды реформаторов, единомышленников, агентов изменений.

Я могу выделить шесть команд реформаторов, которые на сегодняшний день уже достигли значительных успехов:
1) Коболев, Витренко & Co из Нафтогаза, включая новый менеджмент в "Укргаздобыча" во главе с Прохоренко, которые в прошлом году показали рекордное количество добычи газа. Здесь же и победы в Стокгольмском арбитраже и создание первого, реально независимого совета директоров государственной компании.
2) Команда премьер-министра Владимира Гройсмана, где сегодня работают и несколько моих бывших коллег. Я поддерживаю то, что он делает. Это, прежде всего, целый ряд инициатив по улучшению инвестклимата в стране, это и #маскишоустоп, и своевременный возврат экспортного НДС, принятие закона о приватизации. И это, конечно, успешная децентрализация, и строительство дорог.
3) Конечно, команда Ульяны Супрун. Это и медицинская реформа, и серьезная экономия при закупке лекарств при помощи международных организаций.
4) Министр финансов Александр Данилюк и его замы. Большая благодарность от бизнеса за вышеуказанный возврат НДС, который первый раз в истории страны возвращается в полном объёме, вовремя и без коррупционной составляющей. Также стоит отметить успешное размещение еврооблигаций на внешних рынках.
5) НАБУ. Их критикуют, их прессингуют, им мешают, но они остаются надеждой, что хорошие парни в конце все равно одержат победу.
6) Коллектив Нацбанка, который провел серьезнейшую внутреннюю реформацию структуры и очистил банковскую систему от колоссальной коррупции. Как результат, отечественные экспортные компании могут заимствовать в валюте по 5% годовых и ниже. Такого в истории украинского бизнеса еще не было.
Конечно, список реформаторов этим не заканчивается. Но достижения других госкомпаний, отдельно взятых министерств являются менее системными, носят точечный характер и часто наблюдается негативная траектория кадровой политики.
Благодаря многим вышеуказанным инициативам и стабилизации макроэкономической ситуации наблюдаем за ранней стадией экономического роста. Он недостаточный, он разочаровывающий. При этом бизнес смотрит на 2018 год с надеждой. По последнему опросу членов СУП (Союза украинских предпринимателей), 89,7% респондентов планируют увеличение объёма реализации, при том, что ровно 0% планируют уменьшение бизнеса.
Очевидной причиной отсутствия более стремительного экономического роста является отсутствие качественных изменений в судебной системе и структурах правоохранительных органов. Ничего хорошего там сейчас не происходит. С депутатов снимают электронные браслеты. Судья, дававший взятку Холодницкому, не за решеткой, а продолжает дальше работать. Это ужас! Никаких положительных результатов в работе ГПУ, СБУ и МВД.
Все эти нереформированные институты должны оставить бизнес в покое и заниматься антитерроризмом, контрразведкой и другими важными делами.
В связи с этим я очень жду создания бюро финансовых расследований и появления антикоррупционного суда. И последний должен быть обязательно независимым, ведь мы помним историю с созданием НАПК. На первый взгляд, эта инициатива была очень хорошей. Но потом общество убедилось, что этот орган не стал независимым. Отсюда и отрицательные результаты.
Недооценивать вред коррупции имиджу страны, инвестиционному климату, уровню жизни является большой ошибкой. Согласно последнему опросу Американской торговой палаты в Украине, 89% респондентов считают, что борьба с коррупцией должна быть приоритетом номер один для власти. 96% считают, что коррупция в нашей стране широко распространена.
Поэтому совсем очевидно, что создавать Антикоррупционный суд нужно совершенно в других условиях: чтобы ни президент, ни парламент, ни какие-то финансово-промышленные группы не могли влиять на его деятельность. Как это обеспечить? Только путем избрания судей через независимый конкурс. Если бы такое назначение зависело от меня, я бы без сомнения пригласил на эту должность какого-то иностранца. В свое время в других коррумпированных странах так и делали. К примеру, Гватемала привлекала испанцев. Есть большой выбор: есть люди из диаспоры, есть уважаемые, успешные украинцы, работающие в юридической сфере зарубежом, есть иностранные специалисты готовые помочь победить гидру коррупции.
Без помощи международных партнеров не обойтись. И они должны стать не советниками, а непосредственными участниками этого процесса.
И ни в коем случае создание реально независимого Антикоррупционного суда не посягает на суверенитет страны. А вот коррупция и отсутствие политической воли в борьбе с ней серьезнейшим образом подрывает фундаменты суверенитета нашей страны.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

События

Сегодня, 11:13

img
Мы остаемся пиратской страной. Интервью Ивана Малковича
Футбол

Сегодня, 01:05

img
Таким должно быть будущее. Реакция соцсетей на победу молодежной сборной Украины на чемпионате мира
Политика

Сегодня, 08:44

img
Первые лица. Топ-10 кандидатов от партий, которые проходят в Раду