Кто опередит Tesla

12 мая 2017, 05:37
15553
Цей матеріал також доступний українською
Кто опередит Tesla  - фото
Немецкие компании тоже могли бы создать свои Tesla, но вместо этого предпочитают позволить Маску терять деньги, пока он прокладывает путь

Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com

В истории о том, как Tesla спешит выпустить на рынок Model 3, есть еще одна сюжетная линия, показывающая, насколько амбиции американской компании зависят от немецких специалистов и объясняющая, почему автомобилестроители в Германии так уверены, что могут не просто сравниться с Tesla, но и обогнать ее.

Во время недавней телеконференции о заработках компании, исполнительный директор Илон Маск заявил, что линия Model 3 "почти сопоставима с лучшими крупнотоннажными линейками в мире". Реальность такого сценария, вероятно, зависит от Tesla Grohmann Automation – средней автомобилестроительной производственной линии в маленьком немецком городе Прюме. В прошлом году Tesla купила компанию Grohmann Automation за $150 млн наличными.

За всю история Tesla это было третье ее приобретение. Компания Маска использовала Grohmann в качестве поставщика, хотя в Германии у нее есть и много других: создать люксовую машину без немецких составляющих нереально. Компания ThyssenKrupp поставляет колонки рулевого управления и амортизаторы, сами колонки создаются Bosch, Infineon – чипы и датчики, Peiker – работает над мобильной связью, S1nn (немецкая компания, принадлежащая Harman) создает акустические системы. Список можно продолжать.

Tesla оказалась в экосистеме, которая поддерживает немецкое лидерство в автомобилестроении

Но Grohmann оказалась достаточно важной, чтобы купить ее напрямую, ведь очевидно, что Tesla хотела эксклюзив. У фирмы были контракты с крупными немецкими автопроизводителями, включая BMW, Volkswagen и Daimler. В этом году выяснилось, что Tesla планировала заставить компанию сфокусироваться на Model 3 даже в ущерб этому сотрудничеству. Как сообщалось, основателю немецкой фирмы, Клаусу Громанну, которого компания в пресс-релизе назвала важным кадром, идея не понравилась, и он был вынужден уйти в отставку. " Учитывая изменение фокуса на проекты Tesla, мы решили, что настало время для следующего поколения руководства", – так объяснили в компании перемены.

Сотрудники в Прюме тоже были не особо счастливы. Идея работать на одного клиента не кажется безопасной. Внезапно они вспомнили, что их зарплата на 30% ниже, чем согласовано с членами профсоюзов. Угрожали забастовкой. Но этого удалось избежать благодаря тому, что Tesla подняла зарплаты и предложила сотрудникам компенсации, реализовав предсказание Маска, что его компания будет стоить больше, чем Apple. Теперь компания пытается разобраться с договорными обязательствами Grohmann перед немецкими автопроизводителями, настаивающими на их соблюдении.

Это больше, чем просто очередное столкновение американской компании с европейской бизнес-культурой, которая не приемлет жесткую конкуренцию и концентрируется на том, чтобы все заинтересованные стороны оставались довольны. Tesla оказалась в экосистеме, поддерживающей немецкое лидерство в автомобилестроении. Поставщики компании работают и на трех местных гигантов: VW, BMW, Daimler. Несмотря на активную конкуренцию, они умудрились сосуществовать и помогать Германии поддерживать свой знаменитый – или позорный, как считают некоторые – положительный торговый баланс. Tesla здесь нечего нарушать, кроме установленных деловых отношений: компании нужны немецкие технологии, чтобы строить машины, особенно в крупном масштабе, что становится самой большой проблемой маленькой немецкой компании.

Учитывая репутацию Маска-провидца, планы немецких автопроизводителей нарастить производство электромобилей могут звучать, как отчаянные попытки догнать Tesla. Но на этой неделе директор Volkswagen Герберт Дайс заявил: "Мы можем превзойти все, что способна создать Tesla". И это не пустые угрозы. Немецкие компании знают, где Tesla берет детали и технологии, и кто создает "машины, которые строят машины". Они работают с теми же поставщиками и используют те же современные детали и производственные решения. Они тоже могли бы создать свои Tesla, но вместо этого предпочитают позволить Маску терять деньги, пока он прокладывает путь.

А пока они продолжат работать над созданием производственных мощностей, ожидая, когда электрокары составят больше текущего 1% рынка. Именно это Дайс имеет в виду, говоря о "скачкообразной прибыльности". "Весь электропарк должен быть прибыльным с самого начала", – говорит Дайс. Для публичных акционерных компаний, чья рыночная капитализация зависит от готовности к нормальной работе и возможности платить дивиденды это важный фактор.

VW, кстати, рынок оценивает приблизительно в $80 млрд, по сравнению с $50 Tesla. И немецкая компания не может внезапно принять бизнес-модель Tesla, продавая сказки и разовую рекламу или технический гений вместо миллионов машин. Инвесторы воспринимают немецких автомобилестроителей традиционными производителями, а не технологическими компаниями. Но и они, и вся эта экосистема, очень продвинуты технологически. В перспективе нескольких лет, вместо того, чтобы наблюдать за "разрушительной" и "инновационной" Tesla, пока остальная часть индустрии якобы простаивает, мы можем увидеть компанию Маска – если она успешно наладит производство – частью этой экосистемы, новым видом, который учится выживать с туземцами.

Журнал НВ (№ 22)

Дело Порошенко

Экс-президенту Петру Порошенко светит сразу несколько уголовных дел. Каковы их перспективы?

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Культура

Сегодня, 09:45

img
Leopolis Jazz Fest 2019. Десять хедлайнеров самого известного джазового фестиваля Украины
Страны

Сегодня, 12:29

img
В Польше владелица предприятия вывезла в лес украинца, который потерял сознание во время работы. Он умер
События

Сегодня, 13:34

img
Бросили под мостом Метро и сказали — ты в Германии: истории беженцев в Украине