Креативный прорыв украинских городов

13 мартa 2018, 01:21
1807
Цей матеріал також доступний українською

Если страну не удается быстро реформировать фронтально, проактивные украинцы в проактивных городах решают не сдаваться и менять ее снизу вверх – подъезд за подъездом, улица за улицей, квартал за кварталом

Даже если страну поглотила глобальная тенденция деиндустриализации, проактивные украинцы в проактивных городах решили и здесь не разочаровываться, а перейти от промышленной стратегии к стратегии креативного прорыва.

Если в прошлом веке прогрессивным считалось выбирать и развивать отраслевые, очень часто промышленные кластеры, то в XXI веке, никакой ответственный человек или организация, включая правительство или городские советы не может взять на себя ответственность за такие решения. Например, кто мог предположить, что в Ивано-Франковске настолько успешно будет развиваться ресторанный кластер, а в Тростянце Сумской области – продовольственный?

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман считает, что такие явления часто абсолютно случайны, из разряда повезло/не повезло, ни одно правительство не имеет и не может иметь никакого влияния на них. Например, Ивано-Франковску повезло, что в свое время туда переселился Юрий Филюк, а Тростянецкую кондитерскую фабрику выкупил мощный транснациональный инвестор, роль которого в развитии города трудно переоценить.

Поэтому гораздо эффективнее сейчас считается не выбирать кластеры а развивать кросс-кластерные платформы, то есть факторы, которые сработают для всех возможных кластеров: такие как образование, предпринимательство, творческое и критическое мышление, открытость, инклюзивность, толерантность, доверие. Стимулируя такие кросс-кластерные платформы, органы местного самоуправления могут таким образом увеличить вероятность появления и развития конкурентного кластера, скорее чем создать его с нуля.

Общая цель направляет. Общая цель объединяет. Амбициозная цель – вдохновляет

Именно этому был посвящен форум Креативный Прорыв, который прошел во Львове 9-10 марта. Автор многочисленных публикаций на тему креативного города Чарльз Лэндри дал на нем очень точное, на мой взгляд, определение: "Творческий город – это расширяющие возможности этос/идеал/характер и место, где существуют условия для того, чтобы люди могли думать, планировать и действовать с воображением и общей целью".

Здесь нужно сделать несколько ударений. Прежде всего – это критическая важность характера города с его духом и ценностями. Или как туристы или как переселенцы, мы часто говорим "Мне нравится аура в этом городе" или "Мне здесь не нравится". Проблема постсоциалистических индустриальных городов как раз заключается в том, что они очень часто выглядят одинаково, скучно, бесхарактерно. Многие жители до сих пор чувствуют себя дискомфортно с выражением какой-то уникальности или на личном или на муниципальном уровне. И здесь полезной будет еще одна цитата Лэндри: "Город – это не место в пространстве. Это драма во времени".

Поэтому руководящая элита города, включая общественных лидеров должна быть драматургом, который описывает и структурирует эту драму во времени. Например, визийная группа Креативный город Львов, состоящая из представителей бизнеса, науки, общественного сектора и власти, определила эту "драму" следующим образом: "Город достойной жизни, основанной на доверии, честности, взаимном уважении и взаимодействии, ведет к благосостоянию, самореализации и общественному благу через развитие креативности – способности и отваги в создании новых смыслов, продуктов и форм. Именно возможность реализовать свой творческий, интеллектуальный, деловой потенциал для максимального количества людей, и при этом брать на себя ответственность за судьбу города здесь считают основной ценностью. Вместе с нетолерантностью к коррупции и новой традицией взаимного доверия это даст возможность построить новую, креативную экономику. Основой развития города является наличие мощного креативного класса (для которого приведенные выше ценности и цели являются органическими) и его интеграция во все сферы экономики, городской власти и общественной жизни. Одновременно, мы исходим из того, что каждый человек от природы своей является креативным, способным к творчеству и к новаторству. Именно поэтому город должен создать наилучшие условия для проявления креатива и для самореализации".

Второй упор – на слове действовать, ведь только думать, планировать и формировать видение – есть необходимо, но далеко недостаточно. Именно поэтому, в частности, Винница, Житомир и Львов, при поддержке немецкого правительственного фонда GIZ "Интегрированное Развитие Городов в Украине" среди прочего основали формат мастерских городских прорывов, которые заключаются в определении, планировании и воплощении 6-месячных прорывных проектов таких как разработка и запуск городских мобильных приложений, элементов электронного города, улучшение туристической инфраструктуры, устранение очередей в поликлиниках и других источников дискомфорта и "точек боли" горожан.

Очень точно в этом смысле поступает мэр такого сложного экономически города как Детройт, который еженедельно садится с 15-20 жителями города в городской приемной и спрашивает их, что он может отремонтировать (или "пофиксить") следующим. "От пожарных гидрантов к настоящему экономическому процветанию в Детройте – длинная дорога, но мэр считает, что он может туда прийти – один скучный шаг раз за разом", – цитирует Financial Times. Четыре вопроса, которые по исследованиям Всемирного Экономического Форума, задают молодые люди, когда решают, где жить: 1) Есть ли работа?; 2) Можно ли позволить себе достойную жизнь?; 3) Является ли город открытым и толерантным ?; 4) Есть ли хорошие развлечения? (Can you have fun?).

Юрий Филюк с Теплым Городом и Промприбором в Ивано-Франковске идет путем, описанным в книге The Smartest Places on Earth (авторы Antoine van Agtmael, Fred Bakker), которая описывает, как упадочные, "ржавеющие" промышленные города в развитых странах становятся новыми центрами глобальных инноваций: (1) лидер/команда берет (2) серьезный междисциплинарный вызов, (3) создает экосистему сотрудничества, (4) делится своими знаниями и опытом, (5) строит физическое пространство, (6) активно привлекает таланты, (7) понимает конкурентные угрозы для города, (8) сотрудничает с бизнесом для привлечения капитала и управленческих умений и (9) университетами для разработки прорывных идей и исследований. Именно поэтому критическим является завершающий акцент – с общей целью.

Общая цель в Малайзии – это быть признанной как развитая страна до 2020 года. Для того, чтобы быть признанным как развитая страна, ВВП должно быть $12500 на душу населения по номиналу. Когда страна поставила перед собой такую ​​цель в 1991 году, ВВП составляло $3000 на душу населения, как и в Украине. ВВП Малайзии в 2016г. составляло $9500 на душу населения, в то время как в Украине – $2500 по данным Всемирного Банка. Но на самом деле я хочу сказать о малайзийском городе Малакка, который объявил еще в 2011 году, что Малакка уже является развитым городом, поскольку его валовой региональный продукт превысил $12500 на душу населения. Почему украинские города не могут сформировать для себя такую ​​общую цель.

Общая цель направляет. Общая цель объединяет. Амбициозная цель – вдохновляет. Она окрыляет. Она расправляет плечи. И тогда и ты, и город не скулит и не ищет виновных вокруг и не впадает в "психологию жертвы". Зато он ищет возможности. Даже когда он ошибается и падает, он быстро поднимается и движется дальше. Чем больше будет в стране таких городов – тем успешнее будет страна.

Слушайте каждый понедельник в 20.00 в эфире Радио НВ авторскую программу Павла Шеремета Экономический прорыв

Присоединяйтесь к нашему телеграмм-канала Мнения Нового Времени

Журнал НВ (№ 22)

Дело Порошенко

Экс-президенту Петру Порошенко светит сразу несколько уголовных дел. Каковы их перспективы?

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Культура

Сегодня, 09:50

img
300 музыкантов, кино и маркет Всі.Свої. Полная программа Leopolis Jazz Fest 2019
Политика

Сегодня, 13:11

img
В Раду проходят пять партий — общенациональный опрос
Финансы

Сегодня, 12:15

img
НБУ выведет из обращения монеты 1, 2 и 5 копеек, введет купюру номиналом 1000 грн