Коррупция vs Конституционный Суд

27 февраля, 19:44
1314

Или почему мы оказались в ситуации, когда нужно сделать противоречивый выбор

Вчера Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения ст. 368-2 Уголовного кодекса Украины о незаконном обогащении.

Другими словами – коррупция победила.

Однако украинское общество можно поздравить сразу с двумя победами: и коррупция победила, и верховенство права восторжествовало.

Есть при этом и другой аспект дела. Это VIP-сервис, который оказали нардепы, обратившиеся с представлением в КС о признании положений о «незаконном обогащении» неконституционными. В Уголовном кодексе существует предостаточно других статей, подпадающих с еще большим успехом под несоответствие принципам верховенства права и подлежащих признанию неконституционными на этом основании. Почему VIP-сервис с обращением в КС и нардеповские эскорт-услуги были оказаны только в отношении коррупционеров? Где же объективность и незаангажированность?

Почему бы нам не руководствоваться европейскими ценностями?

Сейчас, разумеется, Конституционный Суд подвергнется тотальной обструкции. Удельный вес ненависти к коррупции неравноценен уважению к принципам верховенства права. На пиар антикоррупционной тематики было потрачено сил, времени и средств гораздо больше, чем на продвижение других ценностей цивилизованного общества. И ожидания от нее являются не просто завышенными, а запредельными. И это тоже справедливо. Вопрос лишь баланса интересов.

Но стоит разобрать этот вердикт более детально. Поскольку на кон поставлены две равнозначные ценности демократического общества: верховенство права и борьба с коррупцией.

Таким ли уж неожиданным было это решение для специалистов в сфере конституционной юстиции? Конечно, нет. Принцип Nulla poena sine lege certa – нет наказания без точного закона – является базовой ценностью Европейского Союза.

Он широко применяется органами конституционной юстиции в разных странах ЕС. Чем Украина хуже? Кроме того, принцип правовой определенности, требующий, чтобы законы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия, неоднократно применяли в актах Европейского суда по правам человека. Таковы стандарты Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

О юридической же неточности положений ст. 368-2 УК Украины было известно. Скорее всего и тем, кто принимал эту норму. Либо же они воспользовались услугами «полезных дураков» при ее написании.

Казалось бы, если Украина – на пути в ЕС, так почему бы нам не руководствоваться европейскими ценностями? Они действительно таковы!

Только в Европе эти ценности формируются гражданским обществом, но реализуются профессионалами в сфере права, а не генеральными прокурорами без образования, сначала безграмотно пишущим и голосующим за законы в качестве нардепа, а затем разводящим уже прокурорскими руками: «Ну, не смогла я, законы же некачественные».

В свете совершенного – именно совершенного – некоторыми представителями власти законотворчества, не тот ли самый вердикт Конституционного суда о неконституционности нас ждет, когда вопрос поставлят о законности формирования Верховного Суда?

Пока же выводы таковы:

1. Nulla poena sine praevia lege poenali (нет наказания без предварительно установленного законом). В данном случае это означает невозможность когда-либо применить закон, который был признан неконституционным, по отношению к кому бы то ни было. Даже если впоследствии он будет переиздан с большей тщательностью при изложении своей фабулы. А принимать новый закон придется. И быстро.

2. Вердикт Конституционного Суда не исключает возможность привлечения к уголовной ответственности тех, кто так технологично, в насмешку над своевременными ожиданиями общества, избежал наказания по статье о незаконном обогащении, по другим статьям Уголовного кодекса (оставшимся, так сказать более качественным), предусматривающим более высокие санкции за уже совершенные деяния. Конечно, это более сложная задача. Но кто сказал, что должно быть просто?

3. И главное. Законы должны создаваться (не писаться!) не профессиональными «борцами с коррупцией» – даже нардепами, которые, и теперь это, к сожалению, стало очевидно ясно, полностью дискредитировали основу этой борьбы. Законы должны писать специалисты. Это просто, эффективно, и по-европейски.

Теперь все эти вопросы автоматически становятся одними из главных задач новой власти.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Культура

Вчера, 21:14

img
Закрытие Каннского кинофестиваля 2019. Как это было
Политика

Сегодня, 12:03

img
НВ назвало главные достижения и провалы Порошенко — инфографика
Политика

Сегодня, 07:06

img
Зеленский превосходит Ельцина, Трамп грозит Ирану. Самые яркие цитаты недели