Вопрос «на миллион долларов». Как Китай отреагирует на Курскую операцию

26 августа 2024, 21:30

Призывы Пекина к переговорам между Киевом и РФ приобрели новое значение после Курской операции. Если китайский интерес силен, то может привести к мирным переговорам

Неожиданно продолжительное и глубокое вторжение Украины на территорию России с 6 августа 2024 года изменило дискуссию о российско-украинской войне. Самый важный геополитический эффект, который потенциально могут оказать неординарные действия Украины — это изменение роли в решении конфликта стран, официально нейтральных в войне, прежде всего Китая. Тогда как Запад поддерживал и будет поддерживать Украину независимо от Курской операции и ее результатов, продолжение украинской оккупации законной российской территории привносит новое измерение в незападном подходе к войне.

Реклама

Если украинское наступление не будет быстро и полностью отражено Москвой, украинские переговорные позиции и рычаги влияния в гипотетических переговорах изменятся. До сих пор, в общении с Москвой и различными зарубежными партнерами Киев опирался на моральные, нормативные и правовые аргументы, которые ссылались на основания мирового порядка, который с 1945 года сформировался. Теперь, однако, помимо достижения справедливого мира через последовательное воплощение международного права, стала теоретически возможной и простая сделка «земля за землю» между Россией и Украиной.

Какими были украинско-российские переговоры до сих пор

Военно-политическая констелляция до Курской операций неоднократно приводила к невыгодным для Киева переговорным форматам в различных двусторонних и многосторонних контекстах. Минские договоренности 2014 (Минск I) и 2015 (Минск II) годов и последующие переговоры проходили под девизом «суверенитет взамен на мир». Минские соглашения предусматривали, что Киев мог бы и достичь мира для Украины и восстановить контроль над оккупированными частями Донбасса. Однако, это было бы возможно только в том случае, если бы Киев позволил местным коллаборантам Москвы на востоке Украины стать легитимными акторами в украинском политикуме.

Десять лет назад инструментом Кремля для реализации этого неоколониального плана были псевдовыборы в ОРДЛО. Согласно Минским соглашениям, Киев должен был провести местные и региональные выборы на территории, де-факто находящейся под контролем Москвы. Такой процесс голосования манипулировался бы Кремлем примерно так же, как и «выборы» в России. Суверенитет Украины был бы ограничен коллаборационистами, которые действовали бы как агенты Москвы в Киеве и на Донбассе. Аннексированный Крым в любом случае был полностью исключен из Минских переговоров.

Сделка «земля за землю» стала теоретически возможной

Стамбульские переговоры в 2022 году же проходили под девизом «безопасность взамен не мир». Это означало, что Россия была готова прекратить свою «специальную военную операцию» в обмен на значительное сокращение военного потенциала и международной включенности Украины. Очевидным намерением Кремля было фундаментальное ослабление национальной безопасности украинского государства. Украина стала бы либо второй послевоенной Финляндией, либо государством-сателлитом по образцу «народных республик» советского блока, что сделало бы ее легкой добычей для нового российского вторжения в более позднее время. Провал Стамбульских переговоров привел к тому, что в сентябре 2022 года Россия незаконно аннексировала еще четыре юго-восточные области Украины.

На следующем этапе Россия перешла к еще более нигилистической стратегии «земля в обмен на мир» в отношении Украины. Согласно предложению Кремля, Украина должна была не только ограничить свой суверенитет, но и согласиться на аннексию Россией оккупированных украинских территорий. Кроме того, Кремль потребовал от Киева передать под контроль Москвы не оккупированные части четырех аннексированных Россией украинских областей — Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской. Кремль официально и неофициально предупредил, что альтернативой этому предложению является продолжение геноцидальной войны до полного уничтожения Украины — с оружием массового поражения или без него.

Приближающийся Минск III

Эти российские подходы постоянно пропагандировались Кремлем в различных международных СМИ, форумах и организациях на протяжении последних 10 лет. В результате часть из них были имплицитно или эксплицитно подхвачены многими третьими игроками. Сторонники российского правового и нормативного нигилизма в отношении Украины варьируются от западных пацифистских групп и самопровозглашенных «реалистов» до европейских радикальных правых партий и многих правительств стран так называемого Глобального Юга.

С каждым годом, с которым российская оккупация украинских территорий с 2014 года продолжается и расширяется, идея отказа Украины от части своей территории и/или независимости становится все более популярной. Уступки, которые Молдова, Грузия и Украина сделали России в прошлом, не привели, правда, ни к восстановлению контроля над своими государственными территориями, ни к миру в Европе. Тем не менее сегодня многие, если не большинство, западных и незападных политических и интеллектуальных элит рассматривают территориальные и внешнеполитические уступки Украины как способ прекратить войну и создать прочный мир.

Поскольку Россия недавно добилась определенных военных успехов на востоке Украины, на горизонте замаячило соглашение Минск III с новыми ограничениями целостности и независимости Украины. Это происходило на фоне продолжающегося международного игнорирования прошлого российского ирредентизма и наивности относительно будущего российского империализма. Большинство наблюдателей полагают, что вбрасывание в пасть российского крокодила еще одного клочка земли — после Приднестровья, Абхазии, «Южной Осетии», Крыма, Донецка, Луганска, Запорожья и Херсона — наконец-то насытит непонятную рептилию.

Новое восприятие войны

С 6 августа Киев пытается изменить эту рамку, создавая новые факты на местах. Украина хочет отойти от сомнительных сделок «суверенитет/безопасность/земля в обмен на мир» и перейти к более интуитивной и справедливой сделке «земля в обмен на землю». Согласно этой идее, Украина готова вернуть свои завоеванные российские территории в обмен на то, что Россия откажется от украинских территорий, которые она оккупировала с 2014 года.

Это ставит Путина в сложное положение: с одной стороны, продолжающаяся потеря Россией контроля над своей легитимной территорией является позором для Кремля. С другой стороны, аннексированные восточные и южные украинские территории официально являются частью российского государства в соответствии с конституционными поправками, которые были внесены в 2014 и 2022 годах.

Для российской элиты и населения, однако, восстановление полного московского контроля над законной российской территорией явно важнее, чем продолжение оккупации насильственно приобретенных земель, которые почти весь остальной мир считает украинскими. Интеграция аннексированных территорий в российское государство и российскую экономику также требует больших затрат и будет оставаться таковой в будущем. Незаконные аннексии украинских территорий будут и дальше препятствовать развитию России, истощая ресурсы и увековечивая западные санкции.

Незападный фактор

Новая украинская стратегия может открыть более широкие возможности для влияния не только для «голубей» в российском руководстве, но и для не-воинствующих партнеров России на международной арене — прежде всего для Китая. Умеренные силы в российском правительстве и незападные страны, заинтересованные в прекращении войны, теперь могут утверждать, что российские аннексии в Украине должны быть отменены в обмен на восстановление территориальной целостности России. Чем дольше Украина сможет удерживать завоеванные территории России, тем большее давление будет оказываться на Путина с целью вернуть их под контроль Москвы — если не военными, то дипломатическими средствами.

Если Россия не сможет отразить украинское вторжение с помощью обычного оружия, она может попытаться сделать это, правда, и с помощью ядерного или другого оружия массового уничтожения. Однако такое развитие событий вызовет резонанс во всем международном сообществе и кардинально изменит измерение российской войны. Исход «специальной военной операции» стал бы непредсказуемым не только для Украины, но и для России. Даже такие партнеры России, как Китай и Индия, изменят свою позицию перед лицом непредсказуемо обостряющей международное напряжение Москвы, что может обернуться катастрофой для российской экономики.

Как продолжение унижения Кремля украинской оккупации российских территорий, так и ядерная эскалация — рискованны для российского режима. Оба сценария также могут быть восприняты как нежелательные в Пекине и других незападных столицах. Чем дольше Украина сможет продолжит свой захват российской территории, тем больше дипломатическое решение «земля за землю» будет становиться предпочтительным не только для части российской элиты, но и для ключевых иностранных правительств. Касательно последних главным вопросом будет не столько позиция Запада, сколько незападных стран, которые официально нейтральны в войне, в первую очередь — Китая.

Выводы

За последние два с половиной года ряд нейтральных стран высказался за немедленные и безоговорочные переговоры между Москвой и Киевом. До сих пор эти предложения подразумевали более или менее далеко идущее удовлетворение Украиной российских территориальных и политических аппетитов. С начала августа этого года захват Украиной российской территории создал основу для заключения транзакционного мирного соглашения между двумя государствами. Теперь «вопрос на миллион долларов» заключается в том, отреагируют ли на эту новую ситуацию официально миролюбивые и призывающие к переговорам незападные страны, прежде всего Китай, и если да, то как.

Правда, Владимир Путин и другие представители российского режима ясно дали понять, что вторжение Украины в Россию сделало переговоры невозможными. Такая перемена в десятилетней публичной поддержке Кремлем российско-украинских мирных переговоров неудивительна. В нынешней ситуации прекращение огня больше не означает капитуляцию Украины под видом «дипломатического решения» конфликта. Сегодня переговоры между Россией и Украиной действительно имели бы смысл, поскольку обеим странам есть что выиграть и есть что потерять. Однако это означает, что мирные переговоры потеряли свой резон для Кремля как инструмент мирного порабощения Украины. Пока что Москва готова закончить войну только военной или дипломатической победой над Украиной, а не решением, приемлемым для обеих сторон.

Однако Россия сильно зависит от иностранной поддержки, как экономической, так и технологической. Некоторые из важнейших политических и экономических союзников России, такие как Северная Корея, Иран или Сирия, правда, заинтересованы в победе России, если не в продолжении войны как таковой. Другие страны, более или менее дружественные к России, такие как Китай, Индия или Бразилия, же могут иметь внутренние и внешнеполитические интересы, выступающие за скорый, а не поздний мир. Ближайшие недели покажут, насколько сильны эти интересы и захотят ли Пекин и/или другие столицы воспользоваться возможностью, заставить Москву сесть в новых условиях за стол переговоров.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV

Показать ещё новости