Что происходит сейчас с правами человека в Казахстане?
Протесты в Казахстане, кроме политических и экономических проблем, обнажили системный кризис в сфере прав человека
Около 10 тысяч — именно столько людей арестовали после массовых беспорядков и ожесточенных столкновений между полицией и протестующими в Казахстане. И хотя кризис в стране вроде бы пошел на спад, мы четко понимаем, что он далек от своего завершения. Впереди сотни уголовных дел под вопросительным знаком, расследований убийств, в прозрачности которых мы уже сомневаемся, и требований к власти объяснить — почему открывали огонь на поражение, почему преследовали мирных протестующих и почему в конце концов пригласили иностранный контингент.
Протесты в Казахстане, кроме политических и экономических проблем, обнажили системный кризис в области прав человека. Реакция на действия мирных демонстрантов подтвердила игнорирование и нарушение основных прав и свобод казахов и казашек на мирные собрания и свободу слова.
Непрозрачные обвинения и пытки
С начала протестов правоохранители уже возбудили более 400 уголовных дел. Львиная доля из них касается актов насилия, в том числе убийств. Однако Amnesty International известно, что власть преследовала и мирных инакомыслящих — по манипулятивным статьям, как-то «разжигание социальной розни». Фигурантом такого дела, в частности, стал эколог Артем Сочнев только потому, что проводил одиночный уличный пикет в Степногорске 4 января.
Проблема в том, что соответствующий закон, регулирующий массовые собрания в Казахстане, крайне ограничивает свободу свободных собраний, даже больше — он фактически запрещает любые уличные протесты, если они прямо не разрешены местными властями. Согласно этому закону тысячи демонстрантов, принявших участие в мирных акциях в январе, подлежат аресту и могут быть оштрафованы или арестованы сроком до 15 суток.
Власти дали четко понять журналистам, что даже сообщения в Фейсбуке это «не шутки»
В Казахстане по-прежнему широко распространены несправедливые судебные процессы, допросы с применением пыток и оказывания другого давлений. На этот раз это наглядно демонстрирует случай Викрама Рузахунова, джазового музыканта из Кыргызстана, который во время протестов находился в Казахстане на гастролях. В воскресенье казахстанское государственное ТВ показало кадры его допроса, на котором Рузахунов с видимыми синяками на лице «признавался», что его якобы завербовали для участия в акции протеста. Рузахунова вскоре освободили после дипломатического протеста со стороны Кыргызстана .
Х погибших?
Точное количество жертв насилия в Казахстане до сих пор остается неизвестным. Власти подтвердили только то, что по меньшей мере 18 стражей порядка были убиты, но пока не раскрывают количество жертв среди гражданских. 9 января Telegram-канал, связанный с правительством, опубликовал информацию о гибели 164 человек, но позже Минздрав Казахстана опроверг это.
Информационный блекаут и преследование медиа
Нельзя обойти вниманием и то, что власти Казахстана отключили Интернет и ограничили мобильную связь в течение 5 дней протестов. В то же время правозащитников и активистов обвинили в разжигании «незаконных» демонстраций, и после этого начались аресты независимых журналистов. В частности, 7 января Лукпана Ахмедьярова, редактора газеты Уральская неделя, арестовали на 10 суток за якобы нарушение правил проведения массовых собраний. 5 января в ходе протестов также были задержаны и допрошены двое журналистов казахской службы Радио Свобода. Власти дали четко понять журналистам, что даже сообщения в Фейсбуке это «не шутки». Так, недавно только из-за риторических вопросов к президенту в соцсети редактор российской службы новостей Кокшетау Азия Нуржан Баймулдин получил 10 суток ареста.
Amnesty International призывает власти Казахстана:
— провести эффективное и беспристрастное расследование всех сообщений о нарушении прав человека, в частности, о применении смертоносной силы.
— немедленно освободить всех, кого безосновательно задержали только за участие в мирных акциях протеста. А протестующим, обвиняемым в совершении международно признанных насильственных преступлений, должно быть обеспечено справедливое судебное разбирательство в соответствии с международным правом в области прав человека;
— обеспечить, наконец, свободный доступ к независимой информации.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ