Какой Антимонопольный комитет нужен Украине

16 февраля 2015, 17:34
545
АМКУ может и должен быть эффективным в Украине, однако для этого необходимо пересмотреть некоторые подходы 

Мировой опыт свидетельствует о том, что антимонопольный орган является действительно эффективным инструментом предотвращения монополизации рынков, картельных сговоров, злоупотреблений доминирующим положением. Такой орган может и должен быть эффективным в Украине, однако очевидно, что для этого некоторые подходы необходимо пересмотреть.

1. Специфика работы АМКУ заключается в том, что к его полномочиям отнесены как защита от недобросовестной конкуренции, так и защита экономической конкуренции. Таким образом, комитет должен работать как с рынками, где существует значительная конкуренция, защищая конкурентов друг от друга, так и рынками, где такой конкуренции практически нет.

Последние годы в практике комитета прослеживается значительный крен в сторону рассмотрения дел по недобросовестной конкуренции, а именно распространении информации, которая вводит в заблуждение. АМКУ мониторит рекламу, вывески, этикетки, слоганы, штрафуя бизнес в режиме конвейера, но не всегда замечает процессы монополизации рынков, сговоры, злоупотребления со стороны монополистов.

На мой взгляд, необходимо провести черту между частными интересами, которые сегодня зачастую защищает комитет, и публичными. Иными словами, потребители, недовольные неправдивой этикеткой, и предприниматели, страдающие от того, что конкуренты нечестной рекламой переманивают покупателей, могут защищать свои частные интересы самостоятельно, используя инструменты органов защиты прав потребителей, суды и т.д. Это позволит АМКУ сконцентрироваться на крупных игроках и серьезных расследованиях, результаты которых будут ощутимы для экономики страны и всех граждан.

Представьте себе ситуацию, при которой за нарушение правил дорожного движения вас могли бы как устно предупредить, так и отобрать квартиру

2. Деятельность и подходы комитета должны стать прозрачными. Представьте себе ситуацию, при которой за нарушение правил дорожного движения вас могли бы как устно предупредить, так и, к примеру, отобрать квартиру. Насколько важным для вас было бы понимание факторов, влияющих на выбор санкции? В похожей ситуации много лет находится весь украинский бизнес: АМКУ имеет огромные полномочияв выборе санкции за нарушение конкурентного законодательства, при этом какие-либо прозрачные подходы в этом вопросе отсутствуют.

Представители рынков и эксперты в сфере антимонопольного права давно говорят о необходимости разработки методики определения размеров штрафа, которая была бы известна всем и давала бы возможность спрогнозировать приблизительный размер санкции в случае совершения нарушения. Это поставило бы всех игроков рынка в равные условия.

Но ещё более важным шагом на пути повышения прозрачности АМКУ является открытая публикация его решений. Это дало бы возможность изучать подходы комитета, анализировать логику в различных категориях дел и, соответственно, использовать его практику при планировании сделок. Кроме того, доступ к решениям комитета снижает коррупционные риски.

3. Ещё одно важное направление реформирования АМКУ – упрощение разрешительных процедур. Сегодня комитет дает предварительные разрешения на концентрации и согласованные действия. При этом до получения разрешения сделку совершать нельзя, для получения разрешения необходимо подать бесконечно огромный пакет документов, а срок получения разрешения тянется месяцами. Такая бюрократия абсолютно не адекватна целям построения конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики.

Рецептов модернизации процедур наработано достаточно: от введения упрощенных форм получения разрешения для сделок с определёнными финансовыми показателями участников до полного внедрения заявительного принципа.

Кроме названых выше, в антимонопольном законодательстве необходимо поправить ещё целый ряд вопросов. Многое из того, что следует сделать, прописано в коалиционном соглашении, поэтому есть сдержанный оптимизм в отношении того, что реформы всё-таки начнутся.

С другой стороны, весьма сомнительно, что «безголовый Комитет» способен начать «жити по-новому». Поэтому вопрос назначения председателя видится наиболее актуальным. Очень бы хотелось, чтобы будущий руководитель АМКУ был, во-первых, компетентным и профессиональным, во-вторых, равноудалённым как от политических элит, так и бизнес-групп, а в-третьих - мотивирован на осуществление «капитального ремонта» в комитете и имел достаточно самостоятельности в принятии решений.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Геополитика

Сегодня, 14:31

img
Разговаривать, но не сдаваться. Как Богдан предлагает вести переговоры с РФ
Геополитика

Сегодня, 09:46

img
Совет Европы. Как Украина представляет себя на международной арене при Зеленском — в двух абзацах
События

Вчера, 21:08

img
Гарантии и ответственность. В Украине ужесточили требования для туроператоров — подробности