Как Украине избежать дефолта и начать экономический рост

14 января 2015, 10:18
1896
Пора перекрыть все бюджетные и квазибюджетные дыры, через которые из валютных резервов «утекло» почти $9 млрд

Вчерашнее сообщение НБУ о величине международных резервов на конец декабря 2014 г. в целом подтверждает предварительную информацию об основных источниках утраты валютных резервов в последние месяцы и, следовательно, идентифицирует главные направления самых срочных действий украинских властей (если они все же решатся на них) по недопущению наступающего дефолта. Чтобы избежать его, необходимо перекрыть все бюджетные и квазибюджетные дыры, через которые в октябре-декабре 2014 г. из валютных резервов «утекло» почти $9 млрд, или в среднем примерно по $3 млрд ежемесячно.

«Нафтогаз»

В декабре 2014 г. на оплату импортированного газа было израсходовано 1,65 млрд.дол., что составляет две трети от всего снижения резервов. Дефицит бюджета «Нафтогаза» по разным оценкам составляет от 4% до 7% ВВП. Без залатывания этой дыры надеяться на стабилизацию государственных финансов невозможно. Начинать, конечно, надо было, самое позднее, прошлой весной, когда страна находилась в гораздо более благоприятных условиях, – по крайней мере, тогда, когда реформа «Нафтогаза» была рекомендована украинским властям к немедленному осуществлению Кахой Бендукидзе и автором этих строк.

В нынешних условиях остался, увы, практически единственный метод, способный дать результат незамедлительно, – полная ликвидация бюджетных субсидий и повышение тарифов на потребляемый газ до уровня, обеспечивающего балансирование доходов и расходов «Нафтогаза» и, следовательно, ликвидацию его дефицита. Такое повышение тарифов приведет к чувствительному сокращению потребления газа, какое в расчете на доллар произведенного ВВП в Украине сегодня превышает аналогичные показатели в Европе примерно в 4,5 раза. Снижение спроса на импортируемый газ и оплата остающегося импорта (если таковой, конечно, останется) самими потребителями закроют одну из самых крупных дыр в украинских государственных финансах.

Реальный дефицит бюджета всего расширенного правительства в 2015 году на самом деле ожидается в пределах от 25 до 43% ВВП

НБУ

В декабре НБУ потратил на валютные интервенции $831 млн. Массированные интервенции на валютном рынке, а также административные ограничения на приобретение иностранной валюты, множественность валютных курсов и быстрое распространение черного рынка валюты свидетельствуют о том, что нынешний курс гривны искусственно завышен. В такой ситуации единственный выход – немедленная, полная и безусловная либерализация валютного рынка, устранение всех ограничений на валютные операции, отказ НБУ от валютных интервенций и иных видов валютных субсидий. Неизбежное в результате этих действий снижение курса гривны приведет к существенному ослаблению спроса на валюту и перекроет второе направление утечки валютных резервов.


Дефицит бюджета

Несомненно, что главным источником утраты валютных резервов является дефицит бюджета расширенного правительства, финансируемый, в частности, квазибюджетными кредитами НБУ, рано или поздно оказывающимся на валютном рынке и тем самым осуществляющим интенсивный «дренаж» национальных валютных резервов. По последним оценкам Института международных финансов бюджетный дефицит в 2014 г. достиг 12% ВВП. По предварительным расчетам, бюджет, предложенный Кабмином и утвержденный Радой 29 декабря 2014 г., предусматривает дефицит в размере не менее 15% ВВП. Однако оценки потребностей страны во внешнем финансировании колеблются от $30-32 млрд. (правительство) до $50 млрд (Джордж Сорос). Это означает, что реальный дефицит бюджета всего расширенного правительства в 2015 г. на самом деле ожидается в пределах от 25 до 43% ВВП. Как уже отмечалось, такой размер бюджетного дефицита при попытке увеличения государственных расходов до запланированного в законе о бюджете уровня в две трети ВВП означает несомненный суицид украинского государства.


Бюджет для Украины в 2015 г.

В силу сказанного выше абсолютным императивом бюджетной политики Украины в 2015 г. становится достижение нулевого бюджетного дефицита, безусловное полное балансирование доходной и расходной частей государственного бюджета.

Наряду с этим существуют еще, как минимум, два важнейших приоритета бюджетной политики. Первый из них – необходимость запуска экономического роста в Украине, для чего необходимо хотя бы немного сократить нынешнее непомерно тяжелое налоговое бремя. Второй – необходимость обеспечить требуемый уровень расходов на оборону, гарантирующий внешнюю безопасность страны.

Одновременное следование этим трем приоритетам позволяет обрисовать каркас бюджетной политики расширенного правительства Украины в 2015 г.

Оценка фактического исполнения бюджета расширенного правительства в 2014 г. и эскиз бюджета на 2015 г. (в % к ВВП)

Показатели/Годы

2014, оценка

Эскиз 2015

Изменения в 2014-2015 гг., п.п. ВВП

Все доходы, в т.ч.:

41,8

37,0

-4,8

налоговые доходы

37,6

33,0

-4,6

Все расходы, в т.ч.:

53,8

37,0

-16,8

на оборону

1,0

5,0

4,0

на необоронные нужды

52,8

32,0

-20,8

Баланс

-12,0

0,0

12,0

Источник: ИЭА

Предлагаемый эскиз бюджета-2015 позволяет достичь следующих целей:

- полностью ликвидировать бюджетный дефицит, тем самым остановить растрату валютных резервов и создать необходимые макроэкономические условия для восстановления умеренной финансовой поддержки Украины со стороны внешних кредиторов;

- сократить налоговое бремя на 4,6 процентного пункта ВВП, тем самым посылая минимально необходимые сигналы бизнесу, работающему в Украине, для возобновления инвестиционного процесса и экономического роста;

- увеличить расходы на оборону до минимально необходимого уровня – 5% ВВП, что позволит обеспечить базовые условия безопасности страны в условиях внешней агрессии;

- сократить все иные (необоронные) расходы до 32% ВВП, что также создаст благоприятные условия для возобновления экономического роста. Величина необоронных расходов в 32% ВВП и всех государственных расходов в 37% ВВП по-прежнему являются недопустимо высокими для страны такого уровня экономического развития, как Украина.

Эти показатели намного выше, чем соответствующие индикаторы большинства стран мира с аналогичными и близкими показателями ВВП на душу населения. Дальнейшее сокращение неэффективных государственных расходов – дело бюджетов следующих лет.

Подготовка государственного бюджета в соответствии с предложенными приоритетами позволила бы избежать растраты валютных резервов и дефолта украинского правительства, обеспечить минимально необходимый уровень обороноспособности страны, восстановить умеренное внешнее кредитование, а также создать базовые условия для возобновления в стране экономического роста.

Текст публикуется с разрешения автора. Оригинал здесь

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Политика

Вчера, 11:53

img
Какие госуслуги оцифруют: главное из интервью диджитал-стратега Зеленского
Геополитика

Вчера, 21:01

img
Российские паспорта для "Л/ДНР". Что произошло и как на это реагируют в Украине и в мире
Финансы

Вчера, 07:40

img
Противник схемы ФОП. Что известно о Сергее Верланове, который победил в конкурсе на главу Госналоговой службы