Как новый президент может изменить Украину

11 января, 13:33
3685
Цей матеріал також доступний українською

Прошло пять лет после Революции достоинства и российского вторжения, но ситуация в стране остается нестабильной

31 марта в Украине пройдет первый тур президентских выборов. Это невероятная возможность для страны начать реформы заново: избирательные дебаты должны фокусироваться именно на этом наиболее важном деле, в частности, обеспечении прав собственности.

Прошло пять лет после Революции достоинства и российского вторжения, но ситуация в стране остается нестабильной. Верховенство закона не было установлено. Киевский суд со скандалом восстановил в должности бывшего председателя Государственной фискальной службы, несмотря на серьезные обвинения в обмане государства на $70 млн, что свидетельствует об устойчивой дисфункции судебной системы. Так же провалилась реформа прокуратуры, а службу безопасности даже не тронули.

Успешные реформы в основном были экономическими. Инфляция и обменный курс стабилизировались. Энергетические субсидии урезали, приблизив бюджет к сбалансированному. Налог на заработную плату сократился вдвое, что уменьшило долю теневой экономики. Электронная система ProZorro очистила значительную часть государственных закупок. Корпоративное управление улучшилось в нескольких крупных государственных компаниях, а реформа децентрализации дала муниципалитетам новые полномочия.

И экономический рост держится на уровне 3%, хотя должен был быть не менее 7% у относительно бедной страны с открытым доступом к состоятельной Европе.

Украина страдает от монополизации отдельных рынков

Макроэкономическая стабильность не принесет экономического роста, если бизнесмены будут бояться домогательств или откровенного грабежа со стороны корпоративных рейдеров. Остергаясь, состоятельные украинцы переводят свои сбережения за границу и сохраняют их в недоступном для власти месте. Иностранцы видят, что ведущие украинцы не решаються инвестировать и остаются в стороне. Поэтому сегодня доляа инвестиций в Украину составляет едва 20% ВВП, в то время как для надежного роста должна подняться до 30%.

Поэтому ключевым требованием к кандидатам президентской гонки должно быть основание независимых и объективных судов, чтобы предоставить Украине действительно надежные права собственности. После провала юридической реформы в 2017 году, Украине необходимо включить требование иностранной оценки судей, чтобы коррумпированных увольняли. То же самое должно происходить и с прокурорами.

Экономические полномочия СБУ должны быть отменены. Зато под эгидой Министерства финансов следует учредить новое ведомство финансовой полиции, как в США. Американская сеть борьбы с финансовыми преступлениями, или FinCEN, насчитывает 350 офицеров, в то время как СБУ 8000 работников, призванных бороться с экономическими преступлениями, хотя никаких фигурантов экономических преступлений они не привлекали к ответственности никогда. Если президентская кампания не приведет к новому раунду судебной реформы, то она провалена.

Украинцы часто жалуются на «олигархов». И это удобно, потому что никого конкретно не критикуют, только систему. И ни одна успешная законодательная реформа невозможна без честных лидеров. Окончательным требованием является то, чтобы новый президент был честным.

Украина страдает от монополизации отдельных рынков, как правило, из-за сдерживания конкурентов незаконными способами. Запад призывает к антимонопольному законодательству, которое стимулировало бы конкуренцию, и для Украины более приемлемым ответом является учреждение верховенства права, что само по себе позволит конкуренцию. И такая политика должна получить народную поддержку, поскольку приведет к более низким ценам. Украина уже приняла законы о введении реальных рыночных цен на газ и электричество, которые вступят в силу 1 июля. И сегодня дискуссия должна фокусироваться вокруг того, как сделать так, чтобы это действительно произошло, а не как исказить эти цены.

Еще один традиционный путь обогащения элиты и политического финансирования – привлечение 3,5 тысяч государственных компаний через ценообразование или коррумпированные закупки. Единственный убедительный способ избавиться этого – стремительная приватизация подавляющего большинства этих компаний на открытых аукционах. И вместо того, чтобы начинать с крупных компаний, которые всегда трудно продать, Фонд государственного имущества должен начать с малых фирм.

Если экономика на грани обвала, Украине нужно легализовать продажу сельскохозяйственных земель, что обернулось бы реальным бумом инвестиций и возвращением к земле.

Но многие вещи не должны делаться. Например, призывать к дефолту. Украина должна в полной мере учитывать свои иностранные долги, чтобы ее не отрезали от глобальных финансовых рынков. Страна не имеет фискального пространства для увеличения государственных расходов или сокращения налогов без дальнейшего сокращения государственных расходов. Некоторые политики удивительным образом увлекаются «налогом на выведенный капитал», что уменьшило бы государственную казну на 1,5% ВВП, в то время как те же люди не хотят сокращать любые расходы. Почему состоятельные предприятия, а не бедные украинцы, имеют выгоду от снижения налогов?

Окончательный вопрос – будут ли мартовские президентские выборы достаточно свободными для демократического выбора, или результаты решат деньги и медиаконтроль?

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Андерса Аслунда. Републикация полной версии текста запрещена

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Обратите внимание

29 декабря 2018, 22:38
Лонгриды
thumb img
Спецпроект
20 января, 16:54
Лонгриды
thumb img
Спецпроект
29 декабря 2018, 11:53
Компании/Рынки
thumb img
Спецпроект
29 декабря 2018, 11:53