Как нам обложить Netflix?

22 ноября 2019, 23:01

Не стоит забывать, что Украина «на данный момент не самый яркий рынок» и запуски сервисов глобального характера на нашу аудиторию происходят «за компанию»

Народные депутаты предлагают ввести налог для платформ для продажи видеоконтента, понимая под ними YouTube, Netflix и прочие. Предполагается, что поскольку контент сервисов доступен в Украине и платформы получают доход, продавая подписку украинским пользователям, то и налоги они должны платить здесь. А еще они должны соответствовать языковым нормам, требованиям по прозрачности владения, лицензирования и производить контент на территории Украины. Похожим образом планируется отрегулировать социальные сети и СМИ. Утверждается, что так мы станем ближе к Европе, где такие требования тоже есть.

Видео дня

Инициативу даже успели поддержать представители местных стриминговых сервисов — Megogo и Divan. tv — выразив уверенность, что облагать налогами надо всех одинаково.

С одной стороны, всё вроде правильно — раз сервис доступен в стране и получает здесь доход, то как-то сообразоваться с законодательством страны надо, в том числе и в налоговом смысле. И именно в этом направлении сейчас идёт вся Европа, предъявляя требования американским компаниям соответствовать европейскому GDPR, лицензионным требованиям и платить налоги в стране происхождения дохода.

А что делать, если компании проигнорируют требования?

Но с другой стороны, даже европейские страны по этому пути идут, мягко говоря, не быстро. Еще десять лет назад требования европейцев к Google соблюдать местное законодательство в области, например, приватности или сотрудничества с контент-провайдерами в сервисе Google News выглядели странно. Продолжающиеся уже несколько лет дискуссии о том, что персональные данные европейских пользователей надо хранить в Европе, пока не привели к конкретным результатам. Что же касается налогов, то подавляющее большинство американских компаний (включая Google, Facebook и Apple) ведут деятельность в Европе из Ирландии, а лицензионные права оформляют в Нидерландах, в результате чего и налоги оптимизируют, и работать могут с любой страной в Евросоюзе. И вот всего пять лет назад под давлением Франции и Германии Ирландия согласилась закрыть лазейку в своём законодательстве, позволяющую такую оптимизацию, причем эта мера не касалась действующих схем. Теперь европейские страны на уровне Организации экономического сотрудничества и развития разработали рекомендации по налогообложению транснациональных компаний и перешли к их внедрению на национальном уровне. Причем признают, что, возможно, ожидаемого эффекта они не принесут и, например, Франция, получив налоги с Facebook и Google, потеряет похожую сумму налогов, которые ей платят LVMH, Pernod Ricard и модные дома.

Хочу обратить внимание, что речь идет о странах с огромной аудиторией, генерирующей немалый доход для сервисов, на территориях которых эти сервисы присутствуют физически, офисами и юрлицами.

А что из этого может сделать Украина?

Откровенно говоря, немного. Для начала стоит вспомнить, что ни Facebook, ни Netflix, ни большинство других глобальных сервисов не имеют никакого представительства в Украине. Такое представительство есть у Google, но оно занимается исключительно продажей рекламы и пиар-активностью, и я подозреваю, что претензии вида «платите налоги за YouTube» оно не удовлетворит. Вероятно, общечеловеческим требованиям, которые могут прописать в законах депутаты, эти сервисы и так соответствуют. Кстати, в свежезапущенном Apple TV+ весь контент уже снабжен украинскими субтитрами, и в Netflix имеется контент на украинском или с субтитрами. Но что произойдет, если, например, в соответствии с желанием господина Ткаченко, с компаний потребуют раскрытия структуры собственности и получения лицензий? Точнее, что произойдёт, когда эти компании проигнорируют такие требования?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Несложно догадаться ведь. Ничего не произойдёт. Как ничего не происходит уже добрых пять лет, в течение которых Facebook применяет свою откровенно странную политику модерирования украинского сегмента сети, регулярно баня украинских активистов. Да, в итоге в Украину приехал менеджер из Facebook, раздал обещания изучить, улучшить и развить применяемую политику и уехал себе обратно.

Дело становится еще интереснее, если речь пойдёт о налогах. Что именно планируется облагать налогом — выручку или прибыль? Каким образом учитывать? Как администрировать налог, если 100% его плательщиков не присутствуют никаким образом в Украине? Даже чисто технически — куда присылать отчетность и заплатить налог?

И снова вопрос — а что делать, если компании проигнорируют требования? В конце концов, если украинские налоги в полном объеме не платят даже глобальные компании, физически находящиеся в Украине — например, Uber, который все карточные транзакции за поездки в такси проводит от имени своей нидерландской Uber B.V., то как планируется заставить это делать Netflix?

Не стоит забывать, что Украина, как это признают авторы инициативы, «на данный момент не самый яркий рынок» и запуски сервисов глобального характера на нашу аудиторию происходят «за компанию». Например, доступ к Apple AppStore и iTunes Store мы получили чуть ли не последними в Евразии (точно последними в Европе), Netflix появился в Украине одновременно с Россией и еще 130 странами, а какие-то возможности YouTube нам до сих пор не доступны. И возникает риторический вопрос — если мы по интересности аудитории для сервиса находимся где-то в середине первой сотни стран в лучшем случае, то как на этот интерес повлияют дополнительные законодательные ограничения и налоговые требования?

Может, сначала сделаем так, чтобы страна была интересна глобальным сервисам как аудитория и, возможно, как место для ведения бизнеса, а потом начнем брать за это деньги? Кажется, это еще один риторический вопрос.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X