Российскую нефть возит полмира. Можно ли этому помешать
И снова о так называемом теневом флоте РФ, которого на самом деле нет
В марте 2024 года сырую нефть РФ из портов Черного моря перевозили 36 танкеров. Перевезли они 4,3 млн тонн (дедвейт каждого танкера — от 100 до 160 тыс. тонн).
А теперь — распределение по странам регистрации судовладельцев:
9 танкеров — Китай — 25,0%;
7 танкеров — Греция — 19,4%;
5 танкеров — ОАЭ — 13,9% (включая те компании, которые, возможно, принадлежат РФ в ОАЭ);
5 танкеров — Маршалловы острова — 13,9% (офшор)
4 танкера — Турция — 11%;
2 танкера — Индия — 5,6%;
2 танкера — Индонезия — 5,6%;
1 танкер — Вьетнам — 2,8%;
1 танкер — Либерия — 2,8% (офшор).
К тем, где владельцы зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, то есть собственность скрыта от широкой общественности (но не от контролирующих органов), можно отнести только 6 танкеров — то есть 16,7%. У остальных танкеров в открытых и специализированных справочниках есть обновленные свежие сведения о названии, а также идентификационный номер и адрес офиса судовладельца и оператора, например: 6011050 Registered owner LAVENDER MARINE LTD Care of Thenamaris (Ships Management) Inc, 16, Athinas Avenue & Vorreou Street, Vouliagmeni, 166 71 Athens, Greece. since 07/02/2018.
Все эти суда есть во всех реестрах
Все эти суда есть во всех реестрах, ходят с АИС (бывает, что выключают его в российских портах, но не всегда), то есть отследить их можно, было бы желание.
Большинство имеет вполне приличный возраст и техническое состояние (иначе их Турция не пустит в проливы и Мраморное море — там этим серьезно занимаются, помнят об аварии супертанкера в Мраморном море в 1979-м).
Так что проблема заключается не в так называемом теневом флоте, а в том, что половина мира, преимущественно из Азии, Африки, Латинской Америки, не присоединилась к санкциям против России. Плюс в этих странах, которые не присоединились к санкциям, отсутствуют полностью любые системы независимого контроля стоимости контрактов, по которым куплен тот груз нефти, которую они доставляют.
Еще один важный аспект: так называемый ценовой потолок в $60 за баррель, которого никто не придерживается, распространяется на суда судовладельцев из стран, присоединившихся к санкциям. В данном случае на танкеры Греции. То есть, как упоминалось выше, только на 1/5 танкеров. На остальные это не действует в принципе.
Дефиницию «теневой флот» вбросили в оборот журналисты-расследователи, придумавшие себе пиратские истории о незарегистрированных танкерах с фальшивыми флагами, без АИС. Да, действительно, были детективные истории, когда суда переписываются на подставные компании в других странах, меняют названия/флаги, но они все равно остаются в реестрах, регистрах
Итак, мы призываем, советуем, просим понимать так — «теневой флот» — это флот большинства стран мира, которые не присоединились к антироссийским санкциям и спокойно, формально «ничего не нарушая», возят российскую нефть и, таким образом, продлевают для России возможность убивать нас с вами.
Да, здесь в списке осталась (только) одна страна ЕС, в которой судовладельцы-миллиардеры еще не поняли этого, потому что миллиарды мешают. Но это мы совместными усилиями с украинскими и ЕС-овскими дипломатами и журналистами окажем давление и дожмем (это не пустые слова).
А вот что делать со второй половиной мира — это вопрос гораздо шире, чем экспорт нефти.
Текст опубликован с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV