Что делает генсек ООН?
Глава МИД Израиля Исраэль Кац объявил генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша персоной нон грата
После заявления генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша по поводу ракетного обстрела Израиля со стороны Ирана — а опытный дипломат просто не упомянул Иран ни словом и не осудил его действия — министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац объявил главу ООН нежелательной персоной в еврейском государстве, — пишет Виталий Портников для Радио.Свобода.
Глава МИД Израиля Исраэль Кац также отметил, что Антониу Гутерреш — это тот «генеральный секретарь, который до сих пор не осудил резню и сексуальные зверства, совершенные убийцами из ХАМАСа 7 октября, и не возглавил никаких усилий, чтобы объявить их террористической организацией».
Конечно, этот беспрецедентный акт можно было бы объяснить особой напряженностью отношений Израиля и руководства ООН в течение всего последнего года. Но я хочу напомнить и о другом конфликте — большой войне в Украине. Генсекретарь ООН уклонился от участия в Саммите мира в Швейцарии. И это решение уже тогда вызвало у меня определенное удивление.
Да, каких-то практических решений от встречи в горах Швейцарии ожидать не приходилось. Однако генеральный секретарь ООН, который отказывается от присутствия на беспрецедентной за последние годы встрече с участием десятков президентов, премьеров, министров иностранных дел большинства стран, являющихся членами ООН? Разве не странно? И разве не странно, что после этого отказа приехать в Швейцарию появляется информация о том, что генеральный секретарь ООН может отправиться в Россию, чтобы принять участие в саммите БРИКС, который вскоре состоится в Казани.
Генсекретарь ООН уклонился от участия в Саммите мира в Швейцарии
Хотя представительство на этой встрече, очевидно, уступает представительству на Саммите мира. И если генеральный секретарь ООН действительно приедет на этот саммит, организованный Владимиром Путиным, это будет очевидным ответом на вопрос о его способности соблюдать баланс в отношениях между странами, входящими в ООН.
И эта способность соблюдать баланс и является главной проблемой генерального секретаря ООН. В Украине после начала большой войны с Россией нередко говорят о неэффективности ООН. Однако это обвинение в адрес организации выдвигается, можно сказать, не первое десятилетие. И для того, чтобы демонстрировать позицию, связанную с ценностями и уважением к международному праву, важно, чтобы генеральный секретарь ООН был опытным дипломатом, способным придерживаться принципов и правил.
Могло казаться, что Антониу Гутерреш с его многолетним дипломатическим и государственным опытом — именно тот человек, который понимает смысл этих слов. Однако оказалось, что собственные политические взгляды для генерального секретаря ООН являются более важными, чем содержание его должности. История с объявлением персоной нон грата в Израиле — это же фактически кульминация ситуации, в которой генеральный секретарь ООН ясно не осудил тех, кто напал на гражданских жителей еврейского государства 7 октября 2023 года.
Издание Süddeutsche Zeitung тогда отмечало: «Если человек, занимающий пост главного дипломата мира, не осуждает в первую очередь и самыми однозначными словами зверства „Хамаса“, значит, он просто потерял связь с реальностью. Конечно, во время своего выступления Гутерреш высказался против насилия, совершенного террористами, но это не отменяет релятивизации им этого нападения».
Ну и с войной в Украине, как видим похожая история.
С одной стороны — осуждение российской агрессии. С другой — неприсутствие на Саммите мира, который был политически важным для поддержки Украины. На самом деле, это нейтралитет, который граничит с равнодушием. И это равнодушие может касаться даже конкретных событий российско-украинской войны. Напомню хотя бы известную историю с созданием генеральным секретарем ООН миссии по расследованию причин гибели украинских военнопленных в Еленовке в августе 2022 года. И неожиданное решение о ее роспуске всего через несколько месяцев, как будто из-за отсутствия надлежащих условий для работы.
Тогда украинский омбудсмен Дмитрий Лубинец справедливо удивлялся: «Украина публично говорила, что мы готовы содействовать, создать все условия, приезжайте. Но в очередной раз, на мой взгляд, мы увидели посредническо-нейтральную позицию ООН. Ни одного слова осуждения российской стороны, которая сделала все, чтобы не допустить туда эту международную миссию».
Если сравнить это заявление с заявлениями израильского министра иностранных дел, мы увидим определенный общий подход — подход представителей стран, которые ждут, что генеральный секретарь ООН будет осуждать нападавших и не будет закрывать глаза на преступления и нежелание сотрудничать. Но, как по мне, на Антониу Гутерреша эта критика вряд ли повлияет.
А вот его преемнику придется задуматься о том, как возродить авторитет одной из самых серьезных должностей в современном мире и как доказать, что принципы и правила все еще работают.
Опубликовано с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101. Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV