История извинений

30 января 2016, 10:03
9357
Цей матеріал також доступний українською
Петр Порошенко попросил прощения за преступления, содеянные украинцами в годы Холокоста. Это говорит о серьезности европейских амбиций Украины

В конце прошлого года произошло событие, впервые за последнее время ставшее поводом для гордости за нашего президента. Выступая 23 декабря 2015 года в Кнессете, Петр Порошенко попросил прощения за преступления, содеянные украинцами в годы Холокоста.

Порошенко — не первый украинский политик, сделавший это. Леонид Кравчук извинился еще в сентябре 1991‑го во время мероприятий, посвященных 50‑й годовщине Бабьего Яра в Киеве. Но тогда Кравчук был главой Верховной рады, а не президентом. Да и украинскую независимость еще не признали.

Тут имеют значение не только слова извинений, но и то, когда они были произнесены. Прощения просил президент новой, постмайданной Украины. И это говорит о том, что страна готова расстаться со своим домайданным прошлым. В качестве доказательства достаточно вспомнить, что в 2007 году Виктор Ющенко тоже выступал в Кнессете, будучи главой постмайданной Украины, но ему и в голову не пришло тогда извиниться.

И речь сейчас не о моральной стороне вопроса или исторической справедливости. Речь — о серьезности европейских амбиций Украины.

Послевоенная конструкция Европы выстроена на преодолении ее позорного прошлого. И центральным символом является Холокост. Не только потому, что это одно из самых трагических событий. Но и потому, что по определению евреи были единым всеевропейским народом. Они жили в европейских странах, поэтому их уничтожение стало уничтожением любого европейского народа. С другой стороны — любой европейский народ причастен к уничтожению своих и чужих евреев.

Евреи в разгар российско-украинской войны идентифицируют себя с украинскими интересами

Иными словами: если искать общий всеевропейский знаменатель позорного прошлого, то убедительнее Холокоста не найти. Поэтому, как писал британский историк Тони Джадт, определение причастности к Холокосту стало билетом на поезд европейской интеграции. Последними это сделали Австрия и Польша на рубеже столетий.

Украина же, казалось, планирует проскочить в европейский поезд зайцем. Но после речи Порошенко это ощущение пропало. Страна взяла на себя ответственность за свое прошлое. И появилась надежда, что она так же ответственно отнесется к будущему.

Утверждая это, я не игнорирую тот факт, что и на евреях лежит часть вины за состояние украинско-еврейских отношений (не бывает невиновных народов); за живучесть украинского антисемитизма (даже если его уровень ниже, чем в Греции или Польше, он остается высоким по меркам европейской страны) и необходимость “подпереть” европейскую историческую память другим столпом — ГУЛАГом и всем, что с ним связано (включая голодомор).

Но эти факты не должны нам помешать увидеть картину целиком: в еврейско-украинских отношениях произошло основополагающее изменение. Помню, как пару лет назад в Иерусалиме обсуждали книгу нашего земляка Йоханана Петровского-Штерна о евреях, сделавших в ХХ веке украинский выбор. Тогда большинство считали, что таких евреев как группы не существует, речь идет лишь об отдельных примерах.

Иван Франко в Перекрестных тропах (1900) устами своего героя, еврея Вагнера (являющегося одним из таких примеров), спрашивал: “В Германии они (евреи) немцы, это я понимаю; но почему в Чехии они тоже немцы? В Венгрии они мадяры, в Галичине поляки, а почему в Варшаве и Киеве они москали? Почему жиды не ассимилируются с нациями слабыми, угнетенными, обиженными и убогими? Почему нет жидов-словаков, жидов-русинов?” Историк Иван Лысяк-Рудницкий, выходец из украинско-еврейской семьи, предлагал сделать эти слова отправной точкой в дискуссии, являющейся жизненно важной для обеих наций.

Благодаря Евромайдану и АТО необходимость в такой дискуссии отпала. Мы видим, что евреи в разгар российско-украинской войны идентифицируют себя с украинскими интересами. И не только в Киеве, Днепропетровске или Одессе. Но и в самом Израиле. Мои израильские друзья рассказали, как в их поселении однажды появился русский еврей с георгиевской лентой. Его очень быстро заставили снять ее.

Идентификация евреев с коренной нацией и есть той точкой невозврата, пройдя которую можно с уверенностью сказать, что нация сформировалась. Да, Украина все еще будет разделена вопросами политики, языка и истории, собственно, как и Израиль. Но все же это будет единая нация, стоящая перед лицом общей угрозы. Поэтому главное задание для украинской элиты — не построить нацию, а модернизировать ее. Причем в условиях войны. Так же, как это удалось Израилю.

Конечно, выступление Порошенко в Кнессете не поправит его низкий рейтинг. Но главная разница между политиком и государственным мужем заключается в том, что первый думает о рейтингах, а второй делает то, что считает нужным. Поэтому, будь я на месте советника Порошенко, то предложил бы ему в качестве следующего шага обеднеть. Поскольку преодолевать не только неудобное прошлое своей нации, но и собственное — и есть тот самый вызов, достойный лидера нации, а не просто еще одного политика.

Колонка опубликована в журнале Новое Время от 29 января 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

Телеграм НВ

Подпишитесь на наш канал в Телеграм. Там мы публикуем срочные новости и самые интересные истории дня Украины и мира.

Подписаться

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Инновации

Вчера, 12:00

thumb img
Долетались. Как космический туризм нанесет смертельный удар по авиационной отрасли
Научпоп

Вчера, 14:04

thumb img
Совсем скоро. Огромный астероид подойдет к Земле ближе, чем Луна
Авто

Вчера, 15:28

thumb img
Он ездит! Самый дешевый автомобиль мира поступил в продажу в Индии