Год АТО: Чему украинцев научила война с Путиным

14 апреля 2015, 13:03
Опыт украинских солдат может стать бесценным для новой системы международной безопасности – и открыть нам путь в НАТО

Известный американский генерал Дуглас МакАртур говорил, что любой военный просчет можно объяснить двумя словами: «Слишком поздно».

Спустя год боевых действий в рамках антитеррористической операции против российских боевиков и регулярных войск в Донбассе, после сотен недоумевающих, возмущенных, а затем и гневных выражений озабоченности со стороны Европы и США нашей стране пора задуматься над будущим своей военной политики.

Реклама

Попробуем суммировать некоторые из имеющихся на сегодняшний день ключевых реалий, и то, как их можно использовать для создания новой военной безопасности Украины.

1. Угроза с Востока. Военное вторжение застало Украину врасплох – события 2013-2014 вскрыли истинные намерения ближайшего «стратегического партнера». Оказалось, что к силовому сценарию усмирения Киева готовились уже давно - путем целенаправленного разрушения системы национальной безопасности страны. Кроме очевидной подпитки коррупционных схем, к наиболее явным шагам в этом направлении при помощи внедренной агентуры и прикормленных представителей политических элит, следует отнести развал национальных Вооруженных сил и откровенное торпедирование развития отечественного ВПК под маркой «общих проектов», низведение роли СНБО к чисто декоративной структуре, издание директив, запретивших в свое время отечественной контрразведке отрабатывать российских коллег на территории Украины.

Страх перед непредсказуемым российским «царем» парализовал успевших привыкнуть к миру без СССР европейцев

Как использовать. Реанимировать и реформировать архитектуру безопасности страны, смещая акценты национальных оборонных стратегий на восточное направление. Отличным примером может служить Польша, принявшая в прошлом году решение перераспределить военную инфраструктуру страны с ориентированной еще во времена членства в ОВД в Западном направлении, на Восток. И делать это нужно уже сейчас, не дожидаясь возвращения контроля над границей – за это время вполне можно не досчитаться еще нескольких кусков территории. Не ограничиваясь простым возведением оборонительных сооружений, без стыдливых увещеваний о мифической «реинтеграции» Донбасса, уже превратившеося в черную дыру в сфере финансирования и безопасности. Не стоит также забывать о серьезном техническом переоснащении Вооруженных сил.

2. Растерянность Европы и позиция США. Европейское сообщество фактически смирилось с существованием затяжного конфликта на своих восточных рубежах. Страх перед непредсказуемым российским «царем» ввиду его личных неоимперских амбиций, подкрепленных ядерным арсеналом, тактическими (Европе хватит и этого) средствами доставки и откровенно наплевательским отношением к собственному народу, парализовал успевших привыкнуть к миру без СССР европейцев.

Как и во времена Холодной войны, основной груз ответственности за обеспечение трансатлантической безопасности взяли на себя США. Примерами тому – значительное расширение масштабов и интенсивности совместных учений (чего стоит один только Atlantic Resolve), развертывание американских боевых частей в Европе, переброска бронетехники, личного состава, штурмовой и истребительной авиации (компанию уже прибывшим в Германию штурмовикам А10 Thunderbolt уже в этом месяце составят 12 истребителей F-15 Eagle 125-го авиакрыла Национальной гвардии США, которые будут базироваться в Нидерландах и Болгарии). Уже сейчас очевидно, что в рамках договоренностей о коллективной безопасности именно Вашингтон занимает более решительную позицию, опираясь при этом на поддержку своих союзников в Центральной Европе.

Как использовать. Хотя администрация Обамы на фоне активности в рамках НАТО проявляет упорную нерешительность и осторожность в вопросах прямых поставок летального оружия Украине, именно Вашингтон является наиболее надежным геополитическим партнером Киева в противостоянии с Москвой. Однако для того, чтобы вести игру в «высшей лиге» мировой политики Киеву необходимы партнеры – и они у нас есть. По счастливому совпадению, это те же страны-союзники США в регионе. Первые практические шаги уже сделаны – запущен процесс создания украинско-польско-литовской бригады. При этом важно, чтобы отечественный компонент этой части был укомплектован и действовал на основе стандартов НАТО – в будущем это может гарантировать интеграцию бригады в архитектуру военной безопасности Альянса, и в свое время поможет Украине стать полноправным членом организации.

3. Эволюция военной политики ввиду гибридных угроз. Агрессия России против Украины сигнализировала важные сдвиги в понимании и самом характере угроз национальной и международной безопасности второго десятилетия ХХІ века. Если первая декада прошла под знаком сил специальных операций как основного инструмента в лобальной войне против международного терроризма, то год боевых действий на Донбассе заставляет задуматься о роли конвенциональных вооруженных сил в современных военных конфликтах. И пусть теперь военные конфликты начинаются по «гибридному» сценарию, дальше за дело берутся старые добрые вооруженные силы. НАТО определила приоритетом силы быстрого реагирования потому, что именно они позволяют закрыть брешь в 5 статье Вашингтонского договора, пробитую неопознанными «зелеными человечками». Ведь объявить о применении механизма коллективной безопасности Брюссель может, лишь когда агрессор четко определен. Именно для этого Альянсу и нужны Силы сверхбыстрого реагирования – для максимально быстрой национальной идентификации гибридных войск.

Как использовать. Прямо и непосредственно учитывать эти тенденции при разработке концептуальных документов как в рамках Министерства обороны и Генштаба, так и в контексте укрепления обороноспособности страны. Так мы не только повысим эффективность системы национальной безопасности, но и станем желанными партнерами в контексте обеспечения безопасности европейской и трансатлантической. А если добавить сюда практический опыт украинских военных, полученный не на учениях, а непосредственно на поле боя, наша страна может стать одним из важных элементов современной системы противодействия мировым угрозам.

Безответственные, авантюрные и преступные действия Путина в Крыму и на Востоке Украины уже подтолкнули отдельные страны и целые организации к пересмотру концепций политики в военной сфере. Даже Москва, главный виновник кризиса, устами своего нынешнего вождя заговорила о необходимости совершенствования своей «военной организации».

В реалиях долговременного локального полузамороженного конфликта, готового в любой момент полыхнуть с новой силой, Киеву пора мобилизовать весь интеллектуальный и организационный потенциал для выработки четкого и ясного понимания текущих приоритетов и максимально эффективно распределить небогатый материальный ресурс на действительно важные направления стратегии военной безопасности страны. Пока не стало слишком поздно.

Показать ещё новости