Где брать силы?
Со всех сторон подают катастрофичную информацию, разъедающую мозг. СМИ, общественное мнение – все нацелено на негатив, на плохие новости, на ужасные вещи. Тебе навязывают, и ты сам себе навязываешь, что никому верить нельзя. Но это такой месседж, с котором крайне тяжело жить. Нужно иметь какую-то сумасшедшую силу воли, чтобы преодолевать это тотальное разочарование в человеке, как человеке.
Мне было бы интересно проследить, как люди реагируют на разные новости. Например, в январе был день, когда проходило одновременно три моих проекта – в Нью-Йорке, Шербуре и Вильнюсе. Вот если бы украинцы такую новость услышали, они гордились бы тем, что украинские проекты по всему миру состоялись? Или наоборот, сказали бы, мол, ну и что, катаются всякие по заграницам…
Ладно, не обо мне. Вот как люди отреагировали на то, что украинский фильм «Зима в огне» вошел в пятерку номинантов на «Оскар» или на то, что картина украинского режиссера Наримана Алиева представит Украину на Берлинском кинофестивале? Все порадовались? Или наоборот, позлорадствовали, что в стране война, денег нет, а там какие-то чудаки фильмы продолжают снимать?
И что делать, где брать силы в такой ситуации – это вопрос. Я задаю себе этот вопрос и универсального ответа не нахожу. Могу только поделиться опытом. Катастрофичное состояние отпускает, появляется состояние счастья, когда ты переходишь в зону творчества. Это зона свободы.
Неважно, сколько тебе лет, как ты болеешь или еще что-то – никогда не поздно начинать
Когда в тебе просыпается божественное нечто, что отличает человека от твари дрожащей. Творчество может быть не только для художника, но и рыбака, дворника или повара. Это просто творческое отношение к жизни. Когда ты чувствуешь, что ты творишь. Творишь чистоту, порядок, какую-то вещь, спектакль. Не исполняешь, не работаешь, а творишь.
Это необязательно происходит «в удовольствие». Это может быть и болезненным процессом. Но ты создаешь новое. Можно делать одну и ту же вещь. Но кто-то отнесется к этому, как к работе, а кто-то - как к жизнетворчеству.
И особенно чувствуешь радость, когда ты в этом акте творчества находишь единомышленников. Тех, кому доверяешь. Ты свободен, и люди в этот момент свободны. Появляется радость встречи, радость сотворчества, взаимного путешествия. И это удивительный момент. Нам нужно культивировать это чувство. Это труд, но это благодарный труд. Потому что, чем больше пространства в твоем сознании и в твоем времени займет это сотворчество, тем больше ты защитишь свое пространство от сознания катастрофы и прочего унылого говна.
Это состояние ускользающее. Был такой фильм «Бесконечная история» о серости, заполняющей вселенную. Собственно, это о том же. Фильм детский, но касается каждого из нас – как не дать серости заполнить тебя. Когда вдруг ты растерян, или появляется сомнение, в эту секунду слабости тебя может захлестнуть волна уныния. Где тут брать силы? Но если ты, как минимум, понимаешь, что жить в таком состоянии невыносимо, значит, нужно что-то с этим делать. Выбирать свет, а не серость.
В каждую секунду нашей жизни две этих вещи есть и в нас, и вокруг. Такое банальное сравнение: ты болеешь и воспринимаешь свое состояние, как сугубо несчастное. Но берешь и сравниваешь себя, например, с неподвижным Стивеном Хокингом. Он же – один из величайших умов мира, который постоянно творит и кажется счастливым человеком.
Где брать силы? У каждого, безусловно, свой путь, нет универсальных рецептов. Но для себя я сформулировал две банальных истины, но они работают. Во-первых, никогда не поздно начинать. Неважно, сколько тебе лет, как ты болеешь или еще что-то – никогда не поздно начинать. Во-вторых, откладывание этого начинания на завтра приводит к огромному «никогда».
Это противоречивые сентенции, но, если вдуматься, в них есть какая-то удивительная истина. Одно дает абсолютную надежду, второе – абсолютную безнадегу. Но обе - правильные. Если ты принимаешь эту дуальность мира, то найдешь в себе энергию и понимание, что это твоя единственная жизнь. Но на что ты собираешься ее потратить? На катастрофичную информацию, серость и недоверие, смакование унылого говна? Пожалуйста - никто тебе этого не запретит, кроме тебя самого.