Дорогу весне реформ

4 комментировать

Мы снова накануне великих преобразований в экономике. Но из клуба стран-неудачников нам пока не выйти

Праздник весны и тюльпанов дал старт активной рекламе политиков, использующих для этого полезные инициативы. Что не может не радовать. Ведь пока пиар идет не от популизма, или не от чистого популизма, а со стороны необходимых изменений.

В общем, начинает напоминать политику «здорового человека». И даже без кнута МВФ.

Пусть тут и нет «рынка земли», например, что обидно. Но пока мы в украинской реальности, а не чешской, к примеру. Но может однажды мы проснемся в стране, которая уже не состоит в клубе неудачников вместе с Венесуэлой, Кубой и Северной Кореей. Но это потом. Не этой весной. Пока же вперед тяжёлая артиллерия, президент и премьер-министр.

У президента было три тезиса: закон о валюте – сейчас, налог на выведенный капитал – не сейчас, но очень хочу. И налоговая амнистия – не сейчас. Тезисы премьер-министра: защита бизнеса от государства, валютная либерализация, доступ бизнеса к заемным средствам, стимулирования инновации и еще много чего приятного.

С президентом все проще. Есть три четких идеи, которые давно обсуждаются. И конкретные законы, которые почти готовы.

Лучше стремиться к совершенству и промахнуться, чем целиться в серость и попасть

Закон о валюте, который написал Нацбанк, а теперь активно продвигают и премьер-министр, и президент – это однозначная «перемога». Тут даже вопросов не возникает. И тезис «что не запрещено, то разрешено», рожденный в недрах Нацбанка, может только порадовать инвесторов и спекулянтов-любителей, с удовольствием выстраивающихся в очередь у обменника сразу же, как только курс движется туда-обратно на 10 копеек.

Закон о налоге на выведенный капитал пока самый обсуждаемый. И вроде так горячо любимый. Это и объяснимо. Налог на прибыль отменяется. Фактически. По крайней мере, для малого и среднего бизнеса, который вряд ли когда-то использует в своем словаре термин «дивиденды».

Все люди любят, когда им снижают налоги. Вернее, никто не любит платить налоги. Это и пугает больше всего, потому что есть риск, что продвижение этого закона – предвыборный популизм, просто направленный не на пенсионеров (как-то поднять пенсии и будет вам счастье), а на другой сегмент населения. Но от этого не делается менее популистским, а значит, вряд ли подкреплён расчетами, как компенсировать потери для бюджета и что это даст экономике в целом. Потому как налоги то станут платить меньше, но вряд ли это пропорционально увеличит инвестиции.

Просто спросите себя, когда у украинского бизнеса есть возможность вывести деньги из компании с помощью ФОП, будет ли он это делать или нет. А если он будет выводить с помощью ФОП (вместо дивидендов), то это лишь усилит контраст между бедным государством (и бедными людьми, которые на это государство работают или полагаются) и заполненными киевскими ресторанами и рейсами в Хургаду.

В общем, малый и средний бизнес – очень за. Большой – не всегда за. Что позволяет пиарщикам политиков эксплуатировать тему «защиты среднего класса».

И еще. Есть тезис, что налог на выведенный капитал выгоден тем, кто инвестирует в Украину, но не выгоден тем, кто выводит из Украины деньги. Но это очень похоже на «Вход – рубль, выход – два». Люди, инвестирующие, всегда делают это для того, чтобы заработать деньги. И если вы сходу говорите, что будете рады видеть людей, несущих деньги, но сделаете все, чтобы они потом эти деньги не смогли унести, то много инвестиций вы не привлечете.

Нулевая декларация или амнистия капиталов, потенциально может стать очень важной реформой. Но потенциально.

Действительно, в Украине очень многие работают или работали в тени. И имеют доходы, о которых государство не знает. И хорошо бы эти доходы вывести из тени. Тем более финансовый мониторинг работает и теперь купить квартиру или машину без официальных доходов уже почти невозможно. Поэтому и люди хотят, и государству выгодно. Обложив при выводе умеренным налогом, например, в 5%.

Но что обязательно должно присутствовать в амнистии капиталов? Условия, что после мы начинаем новую жизнь. И уже теперь платим налоги по-честному. А условий для этого пока не видно. План BEPS по борьбе с офшорами саботируется на самом верху, с внутренним офшором и вакханалией ФОПов никто и не думает бороться (это не популярная тема перед выборами). И самое важное – налоговая амнистия не может распространяться на государственных служащих или политиков, которые провели в этом деле много лет. Потому что легализировать коррупцию – это преступление, которое еще больше стимулирует эту самую коррупцию.

И если кто-то из чиновников или госслужащих хочет вдруг, не прячась, жить в доме в Конче-Заспе, ездить на Сейшелы и покупать рендж роверы, и при этом не рассказывать байки о выигрыше в лотерею, то ему можно предоставить простой выбор. Платить 50% (или 90%, можно обсуждать) и навсегда уходить из госсектора (и политики, само собой). Если таким образом мы избавим себя от коррупционеров, даже позволив им кичиться своим богатством, то это будет хорошая сделка для Украины. В противном случае, если налоговая амнистия-нулевая декларация будет введена для всех, то этим они существенно нивелируют для себя риск создания Антикоррупционного суда. А этого никак нельзя допустить.

И да, реализовывать нулевую декларацию должен орган, которому вы доверяете. Вы доверяете нынешней налоговой? Ну честно? А значит, реформа ДФС становится еще более насущной. И только потом можно проводить амнистию капиталов.

С тезисами от правительства все сложнее. Во-первых, их много. А это значит, что-то возможно, что-то невозможно, а в чем-то можно спрятать и «зраду». Как, например, желание дать всем много дешевых денег.

В то же время, правда в том, что в парламенте лежит, наверное, добрая сотня законопроектов, которые могут сделать жизнь лучше. И экономику богаче. Но лежит без движения, потому что каждый такой законопроект забирает у кого-то немножко теневых доходов. И в самой постановке вопроса от правительства в том, что надо сделать много, «зрады» точно нет. Даже наоборот. Лучше стремиться к совершенству и промахнуться, чем целиться в серость и попасть. И как минимум 30 очень правильных законопроектов уже анонсированы правительством в этом году как крайне важные.

Например, в парламенте уже давно лежит законопроект «о защите прав кредиторов», который реально может помочь банкам начать кредитовать. Потому что банки не кредитуют не потому, что у них нет денег (денег достаточно) и не потому, что ресурсы дорогие (не дорогие, если мы посмотрим на реальные ставки и инфляцию), а потому что банки убедились, что им эти деньги не возвращают.

Вы не станете одалживать 100 гривен Васе, если знаете, что Вася после этого перестанет поднимать трубку. И банки руководствуются той же логикой. Поэтому запустить кредитование – хороший тезис. Но можно его реализовывать по примеру «здорового человека», а именно – защита кредиторов, что запустит процесс, а можно «по-украински, методом курильщика», тратя деньги налогоплательщиков, раздавая кредиты хорошим людям.

Однозначная потенциальная «перемога» – это дерегуляция. Тут можно «брать, не глядя». И эти инициативы давно пылятся. И периодически прорывает. Но «по чуть-чуть». Ведь за каждое разрешение в стране принято платить.

Очень хорошая инициатива про защиту бизнеса от государства. Может, наконец, есть шанс, рано или поздно, что государство превратится из сатрапа в регулятор и не будет мешать.

Кто больше всего мешает? Силовики. Кто самые богатые люди в регионах? Глава местного СБУ, прокуратура и полиция. Это ни для кого ни секрет. И поэтому бизнес страдает. И поэтому СБУ должна ловить шпионов, полиция – воров, а что должно случиться с прокуратурой, все давно сказали.

И Минфин год назад разработал законопроект о службе финансовых расследований, которая просто взяла на себя полномочия у всех наших силовых монстров. Но воз и ныне там. Президент поручил своему верному депутату, Южаниной, разработать альтернативный законопроект. Зачем? Обычной человеческой логикой это объяснить трудно, но логика политической борьбы говорит о том, что идет борьба за полномочия. Никакого отличия в фундаментальном подходе там нет. Разве что нелогично выводят главу нового органа из-под надзора НАБУ (вот это подарок, правда) и переводят его назначение в прерогативу президента. В любом случае, хоть тушкой, хоть чучелом. Пока факт налицо – хороший базовый законопроект все еще не принят, год потерян. Чем раньше примут, тем раньше вздохнет бизнес. А когда бизнес начинает дышать полной грудью, идут инвестиции, растут зарплаты. В общем, наступают «покращення».

Так или иначе, этой весной через парламент пройдет очень много полезных инициатив. И как всегда, многое будет зависеть от тех, кого мы приручили, тьфу ты, выбрали. И смогут ли украинские депутаты пересилить себя и проголосовать, мы увидим скоро. На всех экранах страны.

Опубликовано с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.