Шесть уроков, вынесенных из войны. Что сработало не так
В прошлых материалах речь шла о том, как мир мог отреагировать на вторую годовщину российской агрессии против Украины и как он реально отреагировал. На этот раз я решил собрать мысли — свои и не свои — об уроках этой войны
Возможно, эти вещи кажутся очевидными, но, на мой взгляд, именно они должны быть четко осознаны и реализованы в конкретных мероприятиях.
Урок 1. Современная война — это война ресурсов. Ресурсов военных, экономических, политических и информационных. Вопрос в том, насколько страны политически и институционально готовы быстро и в достаточной мере мобилизовать соответствующие ресурсы для достижения своих целей. В нашем случае речь прежде всего о готовности наших союзников к длительной войне, которая требует в первую очередь мобилизации военных ресурсов и готовности принять непосредственное участие в боевых действиях со всеми вытекающими последствиями.
Урок 2. Экономическая изоляция страны-агрессора. Такая изоляция большой и достаточно высокоинтегрированной в мировое хозяйство страны является достаточно сложной политико-экономической задачей.
Во-первых, это проблемы согласования «санкционных» интересов в рамках союзнической коалиции в поддержку Украины. Вспомним эпопею с установлением ценового потолка на нефть.
Во-вторых, это обеспечение поддержки санкционного режима коалиции третьими странами, которые даже если и политически осуждают российскую агрессию, но продолжают поддерживать экономические связи с РФ. До сих пор, если не ошибаюсь, ни одна страна официально не присоединилась к санкционной коалиции против РФ. В то же время угроза вторичных санкций со стороны союзников Украины заставляет финансовые и нефинансовые учреждения третьих стран пересматривать отношения с российскими клиентами на предмет их ограничения или прекращения.
Ни одна страна официально не присоединилась к санкционной коалиции против РФ
В-третьих, национальные и коллективные координационные механизмы оказались не готовы к масштабным и эффективным санкциям как против РФ, так и к вторичным санкциям против третьих стран. Так, например, Европарламент лишь недавно принял решение об унификации санкционной политики и криминализировал нарушение санкционного режима в рамках объединения.
Нельзя отрицать влияние санкций на экономику РФ, но и следует также признать, что в краткосрочном плане она не упала, хотя экономические проблемы страны в последнее время обостряются.
В целом можно сделать вывод, что в паре «экономические санкции — военная помощь» именно военная помощь играет решающую роль и ее нельзя заменить санкциями как инструментом экономического воздействия.
Урок 3. Глобальное измерение российско-украинской войны. Российско-украинская война — это фактически противоборство коалиций — Украины и ее союзников и России с Беларусью, Ираном, Северной Кореей. В то же время в мире формируется новая коалиция при активном участии Китая.
Вообще, когда речь идет о таких автократических режимах, как РФ и Китай, не следует «зацикливаться» только на военно-политических проблемах. Эти страны также пытаются активно распространять в мире свои модели государственного управления как альтернативу «западной демократии». В этой связи следует вспомнить инициативу «Один пояс, один путь», провозглашенную в 2013 году и включенную в Конституцию Китая в 2017 году, которая должна охватить 70 стран и организаций.
По сути речь идет о стратегическом намерении Китая обеспечить себе позиции лидера глобализации путем развития морских путей и наземных инфраструктурных сетей, которые фактически соединят Китай с Азией, Африкой и Европой. Ожидается, что такой мегапроект принесет не только экономические выгоды, но и утвердит Китай в качестве лидера новой волны уже китаецентричной глобализации, который предлагает собственную «незападную» модель развития.
В более общем плане Китай изложил свое видение глобального развития в трех инициативах: Глобальной инициативе развития (Global Development Initiative, 2021), Глобальной инициативе по безопасности (Global Security Initiative, 2022) и Глобальной цивилизационной инициативе (Global Civilization Initiative, 2023). Эти документы предлагают альтернативное видение глобального мироустройства, которое Китай активно продвигает с помощью инструментов «мягкой» силы.
Урок 4. «Правовая» или юридическая война (lawfare). Этот термин фактически означает, что противоборствующие стороны пытаются использовать право как особый вид оружия для достижения военно-политических целей. РФ как агрессор пытается использовать международное и национальное право для легитимации агрессии и делегитимации действий союзников Украины. И это при том, что руководство РФ открыто нарушает целый ряд основополагающих международно-правовых норм и выходит из соответствующих международных соглашений.
Украина пытается усилить легитимность своих действий в борьбе с агрессором и обеспечить себе международную поддержку политико-правовыми методами. Наши союзники в правовой сфере пытаются делегитимизировать действия РФ как агрессора, привлечь к ответственности РФ и заставить начать платить за нанесенный ущерб уже сейчас.
Ну а вывод очевиден. Такая правовая война, безусловно, будет иметь последствия для международного и национального права особенно в части обеспечения его соблюдения.
Урок 5. Вопрос лидерства. Война остро поставила на повестку дня вопрос лидерства в плане защиты базовых демократических ценностей в целом и помощи Украине в борьбе с российской агрессией. Задержка решения США по военной помощи Украине серьезно влияет не только на военные позиции Украины, но и создает проблемы для союзной коалиции.
Сегодня мы видим, что роль лидера переходит к ЕС, но пока рано говорить о новой конфигурации лидерства. В то же время в рамках ЕС возникают новые инициативы типа «Боеприпасы для Украины» под руководством Чехии.
Урок 6. Военное сотрудничество на фоне войны. Очевидно, что российско-украинская война повлияет на масштабы и форматы военного сотрудничества в рамках НАТО и потребует пересмотра общей внешней политики и политики безопасности ЕС. В частности, сейчас в ЕС обсуждается идея так называемой европейской оборонной автономии как формата усиления военной способности объединения. Но это уже тема отдельного разговора.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV