Дорога, чтобы убежать

22 января, 09:03
2223
Цей матеріал також доступний українською

Вот и закончились бесконечные новогодние праздники, наполнившие нашу жизнь новыми впечатлениями и эмоциями

Кто-то заряжался оптимизмом, прижимая коленки к ушам в комфортных авиалайнерах МАУ. Кто-то наслаждался волшебным ароматом ночных поездов УЗ. Ну а кто-то, как я, познавал прелесть украинских автомобильных дорог, преодолевая трассу Киев-Чоп – наш разбитый и грязный путь в Европу.

Очевидно, что дорога – дрянь. Может, она пока ещё немного лучше, чем другие автомагистрали Украины, но все же никуда не годится. Хотя речь не о качестве покрытия. В наших пенатах плохие дороги – избитая тема, рассуждать об этом банально. Речь сейчас о состоянии украинской экономики. Глупо верить в то, что страна может развиваться, не имея дорог. Дорога – кормилица, извечный источник жизни. Покончив с коммунизмом, все соседние страны, Польша, Чехия, Венгрия, тут же начали строить дороги, мотор экономической системы. Американцы вышли из Великой депрессии, в том числе, благодаря строительству дорог. Примеров предостаточно! Не существует в мире стран, где экономика растет, а дороги умирают. Поэтому, одной поездки из Киева в Чоп вполне достаточно, чтобы понять состояние, а ещё важнее – ближайшие перспективы экономического развития страны.

Кандидаты в президенты могли бы начать с обещания построить хорошую дорогу

Четыреста лет назад одна маленькая страна убедительно продемонстрировала всему миру, как строить Дорогу. Да так, что раз и навсегда изменила финансовую систему человечества. Страна эта – Нидерланды, в ту далекую пору активно осваивавшая очень рискованный путь из Европы в Азию, за специями, из которого возвращались в среднем лишь 10 из 22 кораблей. Катастрофически не хватало перевалочных баз, ремонтных доков и фортификационных сооружений. Для их строительства нужно было создать компанию. Но, что же за компания без денег, а вот их как раз у властей страны, воевавшей в ту пору с Испанской империей, и не было. МВФ, чтобы одолжить, тоже не существовало, вот и пришла голландцам в голову гениальная идея. А почему бы не позволить народу самому взяться за дело? Было принято решение создать компанию, акционером которой мог стать любой житель страны, готовый обменять свои сбережения на несколько акций компании. Идея сработала! Так и была создана первая в истории человечества акционерная компания, под названием VOC. Дальше – больше. Компания дала толчок рождению биржи, а это заложило фундамент экономики абсолютно нового типа. Вот так, построив дорогу, голландцы и на торговле с Востоком нажились, и экономику развили, и против испанцев выстояли. В борьбе отсталых имперских амбиций и современных экономических отношений убедительно победили последние, доказав, что у слабых экономик в войне шансов нет. Одного патриотизма и геройства для победы мало.

Так вот, почему бы не поучиться у голландцев образца 1602 года и не создать в Украине компанию, которая построит Дорогу? Создать по всем правилам корпоративного управления с честным открытым руководством на деньги народа. Уверен, что украинские индивидуальные инвесторы, вполне могут откликнуться на предложение. Если уж они готовы доверять свои деньги государству, скупая гособлигации, строительным компаниям, закатывая свои кровные в бетон новостроек, или ненадежным банкам, складируя купюры в банковских ячейках, то почему-бы не вложить деньги в Дорогу. Ведь без неё государство как было недоразвитым, так и останется. Наша Дорога, та, что есть, она ведь односторонняя – по ней только на заработки уехать можно. Инвестор с деньгами по такой дороге к нам в гости ехать не станет.

Ну, а если фантазию уж совсем отпустить на волю, то пять-десять дорог и, соответственно, пять-десять компаний, которые их будут строить и обслуживать, могут составить фундамент обновленного украинского фондового рынка. В конце концов, знаменитый Dow Jones когда-то очень давно тоже назывался «Транспортным средним». И не случайно, ведь именно дороги, пусть и железные, проложенные с востока на запад, сделали Америку великой. Жаль, конечно, что при строительстве индейцев истребили, но учитывая, что у нас, в Украине, нет ни сиу, ни апачей, то задача может оказаться намного проще, чем у пионеров Дикого Запада. Ну, разве что «индейцы», добывающие янтарь, организуют восстание мотопомп, когда цивилизация начнет шагать по их диким месторождениям. Но, с другой стороны, это в свою очередь может породить пару отличных сюжетов для будущих украинских сериалов. Что-то вроде «Безумного Макса»… А что? Ландшафт в «бурштыновых краях» подходящий, вполне футуристический, местами ничего живого. Так, гляди, и киноиндустрию возродим.

Ну, а если серьезно, то без Дороги нам никак. Ни в прямом, ни в переносном смыслах. Пока Дорогу не построим, все рассказы о реформах и экономическом росте останутся пустопорожней болтовней. Ибо, развитых экономик и процветающих стран без хороших дорог не бывает.

P.S. Наша «политическая сотня» кандидатов в президенты могла бы запросто начать с обещания построить хорошую дорогу. Отличная альтернатива вранью о дешевом газе!

Читайте другие тематические колонки на НВ:

Сегодня в мире с Иваном Яковиной – ежедневно

Сегодня в Украине с Андреем Смирновым – ежедневно

Кинопоиск с Фоззи – по четвергам

Неделя по-деловому с Сергеем Фурсой – по пятницам

Открытия с Алексеем Бондаревым – по воскресеньям

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Инновации

Вчера, 20:00

article_img
Внезапно. Технология блокчейн оказалась уязвимой для хакеров
Страны

Сегодня, 14:01

article_img
Опасность-2019. Из-за волны отказа от вакцин миру грозит возвращение забытых эпидемий
Страны

Сегодня, 16:09

article_img
Народ оказался падким на мерзость. Макаревич – о россиянах, Сенцове и сотрудничестве с Госдумой