Дорога к свободе

16 июля 2016, 07:31
1818
Цей матеріал також доступний українською

Удивительно, как много после Майдана пролито крови, пота и слез и насколько недостаточен результат

Мы по‑прежнему плетемся в самом хвосте европейских стран по показателям экономической свободы, коррупции, благосостояния граждан. В чем причина?

Удивление — начало философии. Удивительно, как много после Майдана пролито крови, пота и слез и насколько недостаточен результат. Мы по‑прежнему плетемся в самом хвосте европейских стран по показателям экономической свободы, коррупции, благосостояния граждан.

В чем причина? Можно твердить о том, что народ не готов к реформам, что мешают популисты, но это детские отговорки. Мое объяснение — то, что преподносилось как реформы, было концептуально очень слабым. Правительство и парламент пытались подлатать старую систему, вместо того чтобы честно признать: система нереформируема, ее нужно менять — причем практически во всех сферах жизни.

К сожалению, гражданское общество включилось в игру с системой под названием “реформы, базирующиеся на консенсусе”. Что получается, когда ищешь консенсус с противниками реформ? Ровно то, что мы имеем,— 1,5–2 % экономического роста после 16 % провала 2014–2015 годов, инвестиционная засуха, атмосфера депрессии и безнадеги.

Мы вместе с Центром экономической стратегии поставили перед собой задачу создать внутренне непротиворечивую программу быстрых и глубоких реформ, не предполагающую возможности компромисса с коррупционерами и группами, паразитирующими на слабости государства. Политический процесс — даже после полной перезагрузки власти — наверняка внесет коррективы в наработки. Тем важнее иметь программу-benchmark, которая позволит оценивать эффективность работы нового поколения политиков.

Реформы делаются для людей. И тогда у нас все получится

Чтобы сэкономить время на споры, мы сформулировали несколько ключевых принципов.

При прочих равных предпочтение отдается “частным”, а не “государственным” решениям. Украина, перераспределяющая через бюджет большую долю национального дохода, чем Германия, слишком бедна, чтобы позволить себе такое большое государство. У нас нет ни глубоко укорененной культуры сдержек и противовесов, ни ресурсов на гражданский мониторинг политических и публичных финансов. Наше государство неудовлетворительно исполняет свои ключевые функции (охрана права, безопасность, оборона), притом что все остальные его функции, по сути, приватизированы. Украине требуется ренационализация ключевых функций и максимально глубокое дерегулирование, когда речь идет о неключевых функциях. Иначе мы никогда не добьемся прозрачности и подотчетности.

В ситуации неопределенности выбираем варианты реформ, создающие больше свободы для граждан. Мы должны деполитизировать принятие экономических решений, освободить граждан и компании от постоянного ожидания подвоха со стороны государства.

Всеобъемлющая либерализация — все, что не запрещено, разрешено. Самая эффективная поддержка, которую государство может оказать бизнесу,— ликвидация барьеров. На первом этапе — регуляторная Хиросима с устранением не только вредного регулирования, но и органов-паразитов (хороший пример — архитектурный надзор), на втором — максимально высокие барьеры для желающих заработать на новом регулировании.

При выборе между быстрыми и поэтапными реформами предпочтение отдается первым. Быстрые реформы не дают опомниться коррупционерам и врагам реформ, любая поэтапная реформа содержит в себе семена собственного провала.

Нулевая терпимость к коррупции. Сегодня коррупция — основной инструмент госуправления. Необходимо подвести черту, объявив налоговую и имущественную амнистии (они не будет распространяться на лиц, совершивших насильственные или коррупционные преступления). Тех, кто пожелает проверить новую Украину на прочность, милости просим за решетку.

Импорт институтов из развитых стран — кратчайший путь к успеху. Зачем изобретать велосипед? Давайте пользоваться тем, что придумали и внедрили наши более успешные союзники. Речь идет, например, о принятии фармацевтических и строительных стандартов, прямом доступе на наш рынок филиалов банков и финансовых компаний-субъектов пруденциального надзора в странах ОЭСР, вынесении финальной судебной инстанции по коммерческим спорам в честную юрисдикцию, признании дипломов и ученых званий развитых стран.

Цифровое государство — максимальное использование IT-решений. Благодаря IT-революции в некоторых сферах Украина может перескочить c последних позиций в мире на первые. Хороший пример — электронные аукционы на блокчейне, с помощью которых можно продавать госимущество и сдавать его в аренду. Минус — коррупция, плюс — конкуренция и доходы в бюджеты всех уровней.

Я бы добавил к этому списку только один пункт. Реформы делаются для людей. И тогда у нас все получится.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 15 июля 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Обратите внимание

4 января, 09:45
Лонгриды
thumb img
Спецпроект
20 декабря 2018, 15:13
Лонгриды
thumb img
Спецпроект

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Политика

Сегодня, 07:52

article_img
Выборы по-восточному. Как Геннадий Кернес делает из Харькова электоральный анклав для Порошенко
Страны

Сегодня, 16:51

article_img
Неужели я на войне? Как живут города на границе США и Мексики, где Трамп хочет построить стену
События

Сегодня, 09:38

article_img
Чего опасается Коломойский и почему переехал из Швейцарии в Израиль - расследование НВ