Что встреча Суркова и Нуланд означает для Украины
15 января состоялась встреча Виктории Нуланд, помощника госсекретаря США, ответственного в Госдепартаменте за Европу и Евразию, и Владислава Суркова, официального помощника Путина, одного из главных стратегов российской агрессии против Украины.
Встреча проходила в Калининградской области, за закрытыми дверьми и, если верить сообщениям СМИ, длилась около шести часов. По ее результатам заявления сделали как американская, так и российская сторона. Сурков назвал встречу с Нуланд «мозговым штурмом по поиску компромиссов для реализации Минских соглашений». В свою очередь, официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби охарактеризовал переговоры как конструктивные, которые «были нацелены на поддержку усилий «нормандской группы» и трехсторонней контактной группы». Таким образом, главной темой встречи Нуланд и Суркова стала Украина, а именно, воплощение в жизнь Минских соглашений, которые в нынешнем их формате есть неэффективные, ибо не выполняются в полном объеме ни одной из сторон.
Анализируя последовательность событий, связанных с урегулированием ситуации в Донбассе, приходим к выводу о большой вероятности создания нового договора или же нового формата переговоров. Таким образом, на сегодня реальны и Минск-3, и Минск-4. Здесь остается только вопрос, решат они поставленные перед ними задачи или же будут похожи на те форматы, которые мы наблюдаем с 2014 года.
Если говорить об инициаторе такой встречи, мне кажется, что в ней сегодня больше заинтересована Москва, нежели Вашингтон. Я могу ошибаться, но Кремль понимает, что только изменение тактики в Украине может принести свои плоды. При сохранении того положения, которое мы наблюдаем сегодня, экономика РФ будет и дальше лететь в пропасть, а риск социальных бунтов на территории различных субъектов федерации только возрастет.
На сегодня реальны и Минск-3, и Минск-4
Расчет Путина может быть следующим.
Во-первых, Москва активно торпедирует вопрос конституционных изменений в Украине. В свою очередь, Вашингтон обязуется оказывать непосредственное давления на украинскую власть и давление через европейских партнеров с целью быстрейшего принятия изменений в Основной закон нашей страны, или же определения конкретной даты, когда по данному вопросу состоится голосование в Верховной Раде. Это означает, что Петр Порошенко будет вынужден усилить свои действия в вопросе поиска 300 голосов среди народных депутатов, чем вызовет обострение противоречий в украинском политикуме.
Желание Кремля побыстрее найти решение украинского вопроса имеет свою цель. Если выполнение минского формата примет форму утвержденных Верховной Радой законов, Москва получит возможность активизации вопроса ослабления/частичного снятия санкций. На данном этапе России важно выиграть время и уменьшить негативное влияние западных санкций. Изменения же в украинскую Конституцию автоматически создают новые автономные образования на территории Украины, что впоследствии всегда может быть использовано Россией в собственных, агрессивных интересах. При этом Москва рассчитывает показать Западу свою готовность исполнять соглашения, а россиянам – очередную «победу» РФ над США и Европой.
Что касается Америки, думаю, она готова пойти на конституционные изменения в Украине. К тому же, Вашингтон может усиливать давление на Москву с учетом фактора первостепенной необходимости хотя бы временного решения украинской проблемы именно для Кремля. Вопрос остается в том, за чьи деньги будет восстанавливаться Донбасс? Возможно, этот вопрос тоже имел место во время встречи Нуланд и Суркова. Нельзя исключать вероятности, что будет создан некий общий фонд, куда направят вливания Запад, Украина и Россия.
С учетом интенсивности встреч по вопросу Донбасса можно прогнозировать, что в конце января – первой половине февраля мы услышим о подписании нового договора с новыми условиями. Украина будет их исполнять, если Россия действительно окажет давление на сепаратистов. Кстати, в данном ключе можно рассматривать зачистки среди главарей боевиков, которые с большой вероятностью прошли не без участия российских спецслужб.
Для Украины же встреча Нуланд и Суркова означает реализацию политики, навязанную другими странами. Вслед за Грызловым можно ожидать визитов французов и немцев, которые будут склонять Киев к выполнению условий, достигнутых во время переговоров американцев и россиян под Калининградом. И даже если новый формат договоренностей будет исполнятся в 2016 году, это вряд ли решит проблему взаимоотношений Украины с Россией. Вопрос остается в том, сумеет ли наша страна использовать время, которое получит вследствие новых соглашений, на реализацию качественных изменений внутри, дабы новая внутренняя политика Украины стала достойным началом новой внешней политики нашей страны.