Будь в курсе. Три шага для Украины в образовании

24 января 2016, 08:03
82
Цей матеріал також доступний українською
Будь в курсе. Три шага для Украины в образовании - фото

Первые эксперименты по смешанному обучению продемонстрировали прирост учебных результатов на целых 35%

Слушать лекции преподавателей Гарварда, учиться мышлению роста, управлению стрессом и решению проблем — все это возможно и в Украине. Осталось сделать всего три шага

Украинские учебные заведения давно превратились в место, где одни делают вид, что учатся, а другие притворяются, что преподают. Но сегодня мир находится на пороге крупнейшей образовательной революции со времен изобретения печатного станка в XV веке.

Гремучая смесь новых технологий, форматов обучения и последних достижений науки открывает захватывающие перспективы для построения образовательной системы будущего. И Украине стоит воспользоваться этой возможностью. Я предлагаю три шага, необходимые нашей стране, чтобы вырваться из образовательного средневековья.

Готовить учащихся не к экзаменам, а к жизни. Современная система образования уходит своими корнями в индустриальный XIX век, когда школы и университеты выполняли функцию фабрик знаний, на конвейерах которых собирались одинаковые выпускники-заготовки. Однако сейчас ученикам нужен не конкретный набор знаний, достаточный для прохождения разнообразных экзаменов, а инструменты мышления, позволяющие успешно развиваться.

Пока наши студенты выбирают между ОБЖ и экологией, в Стэнфорде записываются на лекции “Планирование вашей жизни”

Альбер Камю однажды заметил, что в школе нас готовят к жизни в мире, которого больше не существует. Фактические знания, полученные в рамках современной университетской программы, устареют уже к моменту выпуска из вуза, в то время как фундаментальные навыки пригодятся всегда. Именно поэтому в ведущих западных университетах стремительно набирают популярность курсы, обучающие критическому мышлению, умению учиться самостоятельно, управлению стрессом и решению комплексных проблем. А в рамках классических курсов студентов подталкивают не скачивать рефераты из интернета, а на практике изучать навыки командной работы и лидерства. Пока украинские студенты выбирают между ОБЖ и экологией, в Стэнфордском университете активно записываются на лекции “Планирование вашей жизни”.

Применять революционные технологии обучения. В 2011 году в Стэнфорде дебютировал новый формат обучения: массовые открытые онлайн-курсы — видеолекции, интерактивные задания и форум для общения с преподавателем. Курсы успели окрестить самой быстроразвивающейся технологией в истории человечества: благодаря им сотни тысяч слушателей могут бесплатно учиться у лучших преподавателей мира. Но для того, чтобы совершить революцию в образовании, этого мало. Лучшее образование должно стать доступным не только активному самодисциплинированному меньшинству, но и каждому студенту.

Поэтому пригодится смешанное обучение: интеграция массовых онлайн-курсов в традиционный университетский учебный процесс. В этом формате студенты смотрят лекции лучших преподавателей страны и выполняют задания онлайн, а в вузе работают на практических занятиях и сдают финальный экзамен.

Первые эксперименты по смешанному обучению, прошедшие в Гарварде и Массачусетском технологическом институте, продемонстрировали прирост учебных результатов на целых 35%. Для украинской системы образования, где разрыв между горсткой настоящих университетов и бесчисленных заведений по штамповке дипломов чрезвычайно велик, смешанное обучение может стать настоящим спасением.

Освоить новую педагогику. Научные исследования последних лет полностью переворачивают наши представления о том, каким должен быть учебный процесс и почему одни люди добиваются успеха, а другие — нет. Например, традиционная зубрежка оказалась бесполезной. Вместо этого впечатляющую эффективность продемонстрировали различные методики вспоминания — воспроизведение из памяти основных тезисов прочитанного или прослушанного.

А еще ученым так и не удалось найти доказательства существования таланта. В связи с этим преподаватель Стэнфордского университета Кэрол Двек предложила различать два типа мышления: фиксированное и мышление роста. Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределены врожденными способностями, поэтому они избегают сложных задач, когда существует риск неудачи. Увы, именно такой тип мышления зачастую культивируют школа и университет. Люди с мышлением роста, напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря неустанной работе и настойчивости. Они не боятся задач за пределами своей зоны комфорта и не падают духом при первых неудачах. Так вот — выяснилось, что мышлению роста можно научить, и подобные программы уже активно действуют в США.

Еще пару лет назад я и подумать не мог, что научусь программировать и заработаю свои первые “взрослые деньги” с помощью массовых онлайн-курсов или что курс критического мышления навсегда изменит мое восприятие мира. Сегодня мы действительно стоим на пороге грандиозных изменений в образовании. Осталось лишь протянуть руку, чтобы воспользоваться их плодами.

Колонка опубликована в журнале Новое Время от 14 января 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

Журнал НВ (№9)

Дело, которое топит президента

Накануне президентских выборов Петр Порошенко оказался в эпицентре мощнейшего скандала в оборонном секторе, который может стоить ему второго срока

Читать журнал онлайн

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Научпоп

Вчера, 06:55

thumb img
Когда в Украине переводят часы на летнее время в 2019 году
LOL

Вчера, 11:19

thumb img
Почему не в форме Шахтера? Юлия Тимошенко купила хот-дог на заправке и стала героем шуток соцсетей
LOL

Вчера, 12:27

thumb img
Сосед, который вышел за пивом. Соцсети высмеяли Виталия Кличко, инспектировавшего Шулявский мост в забавной кепке