Большой венецианский пшик

29 мая 2017, 12:44
Венецианская биеннале 2017 года, в том числе и официальный украинский павильон – это не шик, а полный пшик и вот почему

1.В клубах боевых отравляющих газов корчатся сирийские дети, в небе Донбасса свистят «Грады», африканские беженцы тысячами в отчаянии бросаются в волны Средиземного моря, мировая экономика падает, а ультраправые настроения повсюду растут вместе с уровнем мирового океана, который скоро смоет с лица Земли Венецию.

И на этом апокалиптическом фоне Венецианская биеннале распахнула двери своих палаццо под неимоверно актуальным и своевременным девизом – «Viva arte viva».

2. Глубина смысла, вложенного в этот тавтологический слоган куратором биеннале в Венеции Кристин Масель, не позволяет замочить ног даже во вьетнамках.

Дело в том, что в белых стерильных стенах площадок для экспозиции современного искусства жизнь обнаружить сложнее, чем на Марсе. Она расцвела разве что в израильском национальном павильоне в виде самой настоящей плесени.

В целом же жизнь ушла из венецианской биеннале вместе со смыслом, оставляя за собой груды политкорректного инсталляционного ничто, мимо которого, уткнувшись в свои смартфоны, проносятся посетители, отмечая чек-ином посещение выставок в социальных сетях.

Жизнь ушла из биеннале вместе со смыслом, оставляя за собой груды политкорректного инсталляционного ничто

3. В практике некогда революционного, срывающего покровы со всего и вся современного искусства выработался некий канон, превративший революцию в салон.

Контемпорари арт, чтобы выглядеть современно, тщательно реплицирует выработанные еще в прошлом веке концептуальные жесты.

И именно поэтому в своей массе оказывается безнадежно отставшим от времени, главной приметой которого сейчас является тотальный дефицит внимания у зрителей, за которое идет настоящая битва корпораций, нанимающих с целью его завоевания и удержания лучшие умы планеты.

4.Вывести зрителей из этой бодрствующей медиакомы может акт трансгрессии. Поэтому в последние времена последним прибежищем искусства становится акционизм, прямое действие, выход за рамки условностей в режиме реального времени.

5.Неудивительно, что немецкий павильон получил главную премию биеннале, поскольку выделялся в море беспробудной венецианской тоски жутким перформансом «Фауст».

При этом, будучи наиболее живым местом биеннале, немецкий «Фауст» также парадоксально преисполнен смертью и атмосферой морга, навеиваемой ваннами и шлангами для обмывания трупов.

6. Тем не менее, внимание большинства посетителей Венеции с национальных павильонов биеннале перетянул на себя Дэмиен Херст, открывший в Венеции собственную параллельную выставку поддельных древностей «Сокровища «Невероятного».

Представленные на ней громадные артефакты свидетельствуют о том, что Дэмиен Херст решил потягаться в гигантомании и бездне вкуса с самим Зурабом Церетели. Херст намерен распродать свои фейковые находки за миллиард долларов. Ставки в торговле сжатым понтом еще никогда не были так высоки, однако нувориши из разных стран уже засвидетельствовали свою готовность не постоять за ценой на монструозный китчуган.

7. Что же касается национального украинского павильона в Венеции, то в этом году его концепцией стало отсутствие концепции.

Национальное украинское блюдо на венецианском пиру духа представляет собой немыслимый винегрет, куда почему-то затесался даже дизайнер одежды – но место основного компонента в нем предоставлено Борису Михайлову с проектом «Парламент».

Суть этого проекта – фотографии политиков на парламентской трибуне, распадающихся из-за телевизионных помех в некую уродливую абстрактную "скотыняку".

8. Работы Михайлова неплохи, но они безнадежно устарели: политик сейчас это уже не столько телепередача а-ля пелевинский “Generation П» , сколько пост в Твиттере, или виральная новость в Фейсбуке, бесстыдно прокладывающая путь к умам с помощью лжи постфактов.

9. Борис Михайлов уже представлял Украину на венецианской биеннале – в 2007 году. Тогда у него был отдельный зал. А за два года до этого, в 2005-ом, Михайлов участвовал в шедшей параллельно групповой экспозиции, оплаченной Виктором Пинчуком, когда за официальную смерть в Венеции от скуки в украинском павильоне отвечала тогдашний министр культуры Оксана Билозир.

10. Вместо того чтобы делать неимоверно избитый ход и в третий раз выставлять живущего в Германии Михайлова как репрезентацию Украины, безусловно, лучше было бы сделать выставку художников из Луганской и Донецкой областей.

Им есть что показать вечно глубоко озабоченной старухе-Европе, пытающейся не обращать внимание на то, что русский медведь навалил ей под нос кучу проблем и подтерся будапештским меморандумом.

Эти художники могли бы транслировать европейцам месседж, что Донбасс – это всё еще Украина, а не некий непонятный филиал адского русского мира, в который рухнул сбитый Боинг.

И если в украинском павильоне никак не обойтись без дизайнера одежды, то, пожалуй, удивить публику Венецианской биеннале смог бы разве что Михаил Коптев, тоже, кстати, выходец из Луганска. Такой выбор художников мог бы быть хорошим образцом культурной политики Украины. Ведь искусство – это тоже оружие. Но, как и любым оружием, им надо уметь пользоваться.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Food&Drink

Вчера, 11:05

img
Гастрономический топ. Пять самых впечатляющих ресторанов по мнению Дмитрия Запорожца
События

Вчера, 09:06

img
От парада до прайда. Как изменилось отношение украинцев к ЛГБТ-сообществу за годы проведения Марша равенства