Безвизовый режим с РФ. Что мешает

24 мая 2017, 13:43
Цей матеріал також доступний українською
Нужно определиться с тем, какими именно формами визового режима мы должны отгородиться от страны-агрессора

Господа, да не давайте себе вешать лапшу на уши с различными громкими «супер-новостями». Сейчас новая - о голосовании в ВРУ какого-то закона о введении визового режима с Россией. А дальше пошло-поехало: «сейчас увидим, кто ис ху», «этот вопрос может расколоть коалицию», «партия Порошенко будет (в других изданиях - не будет) голосовать за визовый режим».

Это очень по-русски - сначала придумать фейковое событие, а потом с диким остервенением против него бороться. Перед тем, как залезть в дело по существу, чтобы не было неправильных предположений, сообщаю: я сторонник визового режима с РФ и не сомневаюсь, что к этому все идет. Более того, считаю каждого, кто без согласования с соответствующими органами Украины посещает страну-агрессора, коллаборантом и потенциальным агентом российских спецслужб, поэтому хотел бы, чтобы граница была полностью перекрытой для взаимных поездок. Хотя это такая моя «хотелка», которую реализовать практически невозможно.

Что же на самом деле? В Раде действительно еще в прошлом году был зарегистрирован проект постановления (не закона!) с требованием к правительству немедленно начать процедуру прекращения действия соглашения от 16.01.1997 г.. о безвизовых поездках для граждан обеих стран. 6 октября 2016 это постановление не было рассмотрено и я не уверен, что оно вошло в повестку дня новой сессии, или его регистрация отменена.

Нюансов еще очень много. Несмотря на них, визовому режиму со страной-агрессором таки быть

Напоминаю - это постановление, а не закон. Им рекомендуется Правительству совершить определенные действия, но не инициируются любые сделки. Поскольку этот вопрос относится к компетенции КМУ, то Правительство может принять данное постановление к сведению, как политическую позицию ВРУ. И не более. Текст проекта можно найти по этой ссылке.

Почему я так равнодушно отношусь к подобным постановлениям? Потому что они являются исключительно политическими декларациями и не более. Это не значит, что за них не надо голосовать, сам, если бы был нардепом, то проголосовал бы. Но не надо раздувать значение таких постановлений. Они не имеют юридической силы и правовых последствий. В случае международных соглашений - вообще никаких последствий.

Еще в шестом созыве я был одним из авторов проекта закона, которым Верховной Раде предоставлялось бы право инициативы по заключению и расторжению международных соглашений. Но Рада не поддержала. Поэтому среди многочисленных потенциальных инициаторов Рада не числится вообще.

Как происходит процедура расторжения именно таких, как эта международных соглашений, описано в пункте "в" части 2 статьи 24 Закона Украины О международных договорах Украины:

2. Прекращение и приостановление действия международного договора Украины осуществляются:

.........

в) в отношении международных договоров, заключенных от имени Правительства Украины и не нуждающихся в подаче согласия на их обязательность Верховной Радой Украины или утверждения Президентом Украины, а также по межведомственным договорам, утвержденным Кабинетом Министров Украины, - в форме постановления Кабинета Министров Украины.

Постановлением предлагается отменить упомянутое выше Соглашение между Украиной и РФ о безвизовых поездках (не ввести визы для россиян, а отменить соглашение о взаимных безвизовых поездках, то есть не ждать: введет Россия симметричные действия или нет, а самостоятельно установить обязательства двустороннего визового режима).

Для этого следует использовать механизм, описанный в части 2 статьи 8-ой:

«Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. Каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Соглашения, уведомив об этом другую Сторону в письменной форме. В этом случае Соглашение утрачивает силу по истечении шести месяцев с даты уведомления». Через шесть месяцев, а не сразу.

Но в постановлении еще приводится как правовое основание такого шага норма статьи 6-ой:

«Каждая из Сторон имеет право полностью или частично приостановить действие отдельных положений настоящего Соглашения, если это необходимо для обеспечения безопасности государства, сохранения общественного порядка или охраны здоровья населения.

О принятии и об отмене таких мер Стороны заранее извещают друг друга по дипломатическим каналам».

А это уже признак юридической неточности, так как депутаты смешали приостановление безвиза (статья 6) и прекращение действия соглашения (статья 8). Поэтому существующий проект постановления (о других ничего не известно) не только выражает правильную политическую позицию, но и одновременно запутывает процесс (микс из приостановления и отмены сделки). Поэтому инициатива, в общем, одобрительная, но не такая уж и однозначная, а еще она не заслуживает даже такого большого внимания. Значительно интереснее по этому поводу позиция правительства. А здесь есть определенные сдвиги. МИД сейчас рассматривает возможные формы действий и их последствия, а следовательно визовый режим с РФ таки реально висит в воздухе.

Вот только надо определиться с тем, какими именно формами визового режима мы отгородимся от страны-агрессора. Самых известных четыре:

1) египетский - визы всем, кроме внесенных в черные списки, ставят прямо на границе;

2) эмиратский - запрос на визу отправляется в консульство по электронке или по почте, подтверждение поступает на пограничные переходы, то есть лицо напрямую не контактирует с консульством, но контроль проходит тщательный;

3) консульский - это те механизмы, по которым мы получаем, например, визы Канады - полная процедура со всеми трудностями и барьерами;

4) американский - то же, что и в п. третьем, но виза имеет лишь предварительный характер и позволяет прибыть на пограничный пост, а решение о допуске в страну принимает только сам пограничник.

Каждый из этих вариантов предусматривает кардинально другие мероприятия и последствия. Думают ли о таких «мелочи» депутаты? Сомневаюсь. А в Правительстве и МИД сейчас прорабатываются именно такие детали. Кстати, кто-то вспоминает, что существует некое «объединенное государство Россия-Беларусь, у которой единое миграционное и таможенное пространство. А с нашими партнерами-белорусами провести консультации стоит? Ведь мы для владельцев белорусского паспорта можем визы и не вводить, а они полноценной правосубъектности не имеют и автоматически должны ввести визы для украинцев вместе с Россией.

Таких нюансов еще очень много. Несмотря на них, визовому режиму со страной-агрессором таки быть. Но, чтобы сделать такой шаг, надо немножко и поработать, а не просто проголосовать за постановление-декларацию.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Культура

Вчера, 12:29

img
Одесский кинофестиваль объявил фильмы-участники конкурсных программ
Культура

Вчера, 20:14

img
Дань уважения ученым. Что известно об Ульяне Хомюк, раскрывшей тайну аварии в Чернобыле
Страны

Вчера, 12:05

img
Имя им легион. Рекордные протесты в Гонконге в 10 фотографиях