Анархисты возвращаются

1 июня 2016, 15:37
2385
Арт-проект Давида Чичкана представляет забытых героев анархии

Современное искусство вне политики – это беззубый оксюморон для декорации бессмысленного досуга пресыщенных буржуа, которые даже такую тему как Холокост могут превратить в очередной повод модно потусоваться. Задача настоящего современного искусства – предлагать новые формы жизни и модели организации человеческих отношений. Только в этом случае оно вправе называться современным. А, следовательно, неизбежно является в той или иной степени политически ангажированным.

Хороший пример такого искусства – проект Давида Чичкана «Під час війни», реализованный в пространстве днепропетровской в недалеком прошлом, а ныне днепровской галереи «Артсвіт».

Сквозь призму локального контекста – движения анархистов в начале ХХ века – художник затрагивает глобальную проблематику, которая не утратила своей актуальности, несмотря на то, что с того времени прошло практически столетие. Взаимоотношения индивида и власти, общества и репрессивного аппарата государства – тема неувядающая. Иными словами: возможна ли жизнь без государственной махины принуждения, приводимой в движение урядниками, попами и убийцами в солдатских мундирах, которым человечество обязано тысячелетиями страданий?

Анархисты и анархистки, действовавшие в годы революций и гражданской войны, сформировали массовое либертарное движение, образовавшее в то время действенную военную и политическую альтернативу как правым, так и левым сторонникам централизованного государства: националистам, либералам, большевикам и белым.

Будучи субъектом истории того времени, анархисты существенно повлияли на её ход, однако в дальнейшем советская историография и идеологический аппарат тюрьмы народов упростили героев анархии до уровня анекдота: «в чем вы не согласны с белыми и большевиками? – У нас с ними расхождение по земельному вопросу; они хотят, чтобы мы лежали в земле, а мы – чтобы они по земле не ходили».

Без понимания событий прошлого во всей их полноте невозможно осмысленное движение в будущее

Нестор Махно в свих мемуарах вспоминал: «Нужно сказать правду: большевики — хорошие мастера на измышление лжи и на всякие подлости против других». Поэтому неудивительно, что после окончательной победы большевиков в гражданской войне, которая анархистами расценивалась как торжество контрреволюции, расправившись со своими бывшими ситуативными союзниками физически, красные поспешили создать анархистам образ отмороженных бандитов и антисемитов. Советский поэт Эдуард Багрицкий в ответ на социальный заказ красной власти разродился следующими строками о махновщине:

Опанасе, наша доля
Туманом повита,—
Хлеборобом хочешь в поле,
А идешь — бандитом!

Полетишь дорогой чистой,
Залетишь в ворота,
Бить жидов и коммунистов -
Легкая работа!

Тем не менее, достаточно открыть мемуары участников махновского движения, чтобы убедиться в том, что анархисты того времени не были антисемитами: Махно лично пристрелил атамана Григорьева, уличив того в организации еврейских погромов и связях с деникинцами. Кроме того, бить белых, пока не покраснеют, и красных, пока не побелеют, было работой не из легких, ну и, наконец, успех махновщины во многом базировался на поддержке народа, видевшего в безвластии альтернативу грабительской политике всех остальных властей.

Художник, проявивший неординарные личности анархистов той эпохи, сместил фокус внимания с фигуры Махно, эксплуатируемого сейчас в качестве народного украинского героя, несмотря на то, что он был особой разновидностью сепаратиста того времени.

Центральной фигурой проекта из восьми работ стал портрет атаманши Маруси Никифоровой, олицетворяющей собой анархию в её крайнем выражении. Она была слишком анархистской даже для самого Махно. До революции Маруся была террористской, каторжанкой, беглянкой, эмигранткой. Вернувшись в Украину, прославилась со своим отрядом как специалистка как по делам контрибуций и экспроприаций, ввела в практику парламентаризма расстрел парламента из пушек. Наконец, ей приписывают организацию теракта против большевистского руководства в Москве 25 сентября 1919, при котором лишь чудом не взлетели на воздух задержавшиеся Ленин с Троцким; 12 человек тогда погибли и 55 были ранены. Маруся Никифорова была повешена белыми в Крыму по обвинению в подготовке покушения на возглавлявшего оборону Крыма генерала Слащева.

Фигура Маруси оказалось крайне неудобной для советских историков, поэтому от неё попытались избавиться вовсе; однако масштаб деятельности Никифоровой был таков, что стереть его из народной памяти оказалось невозможно. Поэтому после её смерти были запущены слухи, представляющие её пронюханной кокаинисткой, испитой свиньей и даже гермафродитом, хотя, по воспоминаниям одного из её современников, большевика Степана Ракши, «чертовка была красива: лет тридцати, цыганского типа, черноволосая, с пышной грудью, высоко поднимавшей гимнастерку». По мнению биографа Маруси Малькольма Арчибальда, большевистские биографы умышленно пытались создать непривлекательный образ анархистки.

Пожалуй, одна из наиболее полемичных работ из проекта в галерее «Артсвіт» Давида Чичкана, выдержанная в кроваво-красных тонах, посвящена убийству Симона Петлюры анархистом Самуилом Шварцбардом, произошедшему в Париже. 25 мая исполнилось 90 лет со дня этого трагического события. На суде Шварцбард заявил, что действовал из мотивов мести, когда узнал, что вся его семья вырезана в ходе одного из еврейских погромов, прокатившихся по Украине в то время, когда Петлюра был у власти.

Судебный процесс над Шварцбардом вошел в историю юриспруденции, поскольку обвиняемый, которому грозила виселица, был полностью оправдан, когда на суде всплыли кошмарные подробности еврейских погромов в Украине. Подобным образом в Германии был оправдан Агаси Тинделян, убийца престарелого визиря Турецкой империи Мехмет-Таалат-паши, который мстил за резню армян турками в 1915 году.

Причастность Петлюры к организации еврейских погромов не доказана, хотя, согласно словам французского репортера Бернара Лекаша, Петлюра знал о бесчинствах своих починенных. Лекаш утверждал, что в ответ на просьбу еврейской делегации прекратить погромы, Петлюра ответил буквально: «не ссорьте меня с моей армией!».

Не доказано и то, что Шварцбард якобы действовал по наущению чекистских карательных органов, в чем его обвиняют некоторые украинские историки.

Ясно одно: без понимания событий прошлого во всей их полноте невозможно осмысленное движение в будущее.

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Travel

Вчера, 21:45

article_img
Символизм неверности. Какая легенда окружает уникальный замок Шенборнов на Закарпатье
Культура

Сегодня, 10:29

article_img
Организаторы Оскара отказались от планов вручить четыре награды во время рекламы
Игры

Вчера, 21:00

article_img
Еще безумнее. Обзор игры Far Cry: New Dawn